Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Тигран Шмис: Не может быть свободных, инициативных учеников у несвободных и безынициативных учителей

Тигран Шмис: Не может быть свободных, инициативных учеников у несвободных и безынициативных учителей

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 212
  • печатать
  •  
    • 0



Тигран Шмис,


руководитель образовательных проектов Всемирного банка


Готовы ли учителя к свободе?


 


В последние годы одной из самых обсуждаемых тем в образовании стало его качество. К качеству мы часто добавляем результат. Принято считать, что качественное образование дает высокий результат. Каждая из тем вскрывает множество вопросов: что такое качество и результат? Качество зависит от учителей или от среды? Результат выражается в когнитивных или некогнитивных навыках? Или, может быть, в компетенциях? Всякий раз на пути к сущности довольно сложно пробиться через определения.

Международные сопоставительные исследования (PISA, TIMMS, PIRLS) на протяжении нескольких лет показывают, что у российских школьников наблюдаются серьезные проблемы с мотивацией к учебе, самооценкой и в связи с этим с творческими подходами к решению задач. Удивительно, но российский школьник, находя в условиях задачи лишние данные, не отбрасывает их, а наоборот, пытается «приладить» к ее решению. Интересно, почему?



Регулирование, предопределенность и ответственность


Лейтмотивом обсуждений о развитии экономики России последних лет стало слово «инновация». Инновационное развитие, новые идеи, попытки создать что-то совершенно новое. Однако как укорененные в России практики управления системой образования, так и массовые подходы к обучению вступают в противоречие с идеей инноваций. Так же, как способы решения задач, которым обучены российские школьники, вступают в противоречие с избыточными данными в задачке PISA.

График
Рис. 1. Результаты теста PISA-2012 в разделе математической грамотности

Все было бы неплохо, если бы мы не хотели инновационного развития. Ведь система образования в России не становится хуже, по крайней мере международные исследования знаний школьников это не подтверждают. Но и существенных улучшений не происходит.


Все еще существенной проблемой остается недостаток инициативности, самостоятельности и самооценки школьников.


Тем не менее известно, что разные подходы к образованию и развитию, особенно в раннем возрасте, могут существенно повлиять на результаты обучения. Так, программы дошкольного развития, ориентированные на интересы ребенка, с большей вероятностью приводят к результатам, так недостающим российским школьникам (см. Таблицу 1).

Таблица
Таблица 1. Взаимосвязь программ образования и результатов.
Источник: OECD 2013, Pianta et al., 2010; Eurydice, 2009; Laevers, 2011; Schweinhart and Weikart, 1997

При этом такие программы, основанные на самостоятельности и инициативности, могут продолжаться и в школе.


Что уже сделано, чтобы изменения начали происходить? Пожалуй, первым документом, обозначившим (по духу) такие изменения, стал ФГОС дошкольного образования в России. Большинство положений ФГОС определяют не подробные инструкции о том, как работать с детьми, а скорее о том, какие условия нужно обеспечить, чтобы ориентировочный результат был достигнут. Достижение результата становится творческой задачей руководителей и воспитателей – их ответственностью.


Самостоятельность педагогов – от детского сада до старшей школы – становится непременным условием нового типа знаний, а такие знания, в свою очередь, становятся важнейшими причинами инноваций.


Таким образом, мы приходим к простому выводу: результат и качество образования зависят от учителей. Не может быть свободных, инициативных учеников у несвободных и безынициативных учителей. Остается вопрос – готовы ли педагоги к ответственности и свободе и связанными с ними вопросами неопределенности? Эта проблема требует дополнительного изучения.


На мой взгляд, поддерживать инициативу учителя, давать ему свободу и ответственность становится ключевой задачей системы образования. Многие страны прошли этот путь и добились существенных изменений. Как это будет реализовываться в России, нам предстоит увидеть в самое ближайшее время.


Электронная газета "Вести образования" (2014. №2)


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ
07-01-2005
PISA и

Добровести. Россия продвинулась по PISA
06-12-2013
Добровести. Россия

Атака на систему тестирования PISA безосновательна?
06-08-2013
Атака на систему

Россия без PISA
20-10-2012
Россия без PISA

Дошкольное образование станет одним из главных приоритетов в России
30-10-2010
Дошкольное

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (31)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх