Тигран Шмис,
руководитель образовательных проектов Всемирного банка
Готовы ли учителя к свободе?
В последние годы одной из самых обсуждаемых тем в образовании стало его качество. К качеству мы часто добавляем результат. Принято считать, что качественное образование дает высокий результат. Каждая из тем вскрывает множество вопросов: что такое качество и результат? Качество зависит от учителей или от среды? Результат выражается в когнитивных или некогнитивных навыках? Или, может быть, в компетенциях? Всякий раз на пути к сущности довольно сложно пробиться через определения.
Международные сопоставительные исследования (PISA, TIMMS, PIRLS) на протяжении нескольких лет показывают, что у российских школьников наблюдаются серьезные проблемы с мотивацией к учебе, самооценкой и в связи с этим с творческими подходами к решению задач. Удивительно, но российский школьник, находя в условиях задачи лишние данные, не отбрасывает их, а наоборот, пытается «приладить» к ее решению. Интересно, почему?
Регулирование, предопределенность и ответственность
Лейтмотивом обсуждений о развитии экономики России последних лет стало слово «инновация». Инновационное развитие, новые идеи, попытки создать что-то совершенно новое. Однако как укорененные в России практики управления системой образования, так и массовые подходы к обучению вступают в противоречие с идеей инноваций. Так же, как способы решения задач, которым обучены российские школьники, вступают в противоречие с избыточными данными в задачке PISA.
Рис. 1. Результаты теста PISA-2012 в разделе математической грамотности
Все было бы неплохо, если бы мы не хотели инновационного развития. Ведь система образования в России не становится хуже, по крайней мере международные исследования знаний школьников это не подтверждают. Но и существенных улучшений не происходит.
Все еще существенной проблемой остается недостаток инициативности, самостоятельности и самооценки школьников.
Тем не менее известно, что разные подходы к образованию и развитию, особенно в раннем возрасте, могут существенно повлиять на результаты обучения. Так, программы дошкольного развития, ориентированные на интересы ребенка, с большей вероятностью приводят к результатам, так недостающим российским школьникам (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Взаимосвязь программ образования и результатов.
Источник: OECD 2013, Pianta et al., 2010; Eurydice, 2009; Laevers, 2011; Schweinhart and Weikart, 1997
При этом такие программы, основанные на самостоятельности и инициативности, могут продолжаться и в школе.
Что уже сделано, чтобы изменения начали происходить? Пожалуй, первым документом, обозначившим (по духу) такие изменения, стал ФГОС дошкольного образования в России. Большинство положений ФГОС определяют не подробные инструкции о том, как работать с детьми, а скорее о том, какие условия нужно обеспечить, чтобы ориентировочный результат был достигнут. Достижение результата становится творческой задачей руководителей и воспитателей – их ответственностью.
Самостоятельность педагогов – от детского сада до старшей школы – становится непременным условием нового типа знаний, а такие знания, в свою очередь, становятся важнейшими причинами инноваций.
Таким образом, мы приходим к простому выводу: результат и качество образования зависят от учителей. Не может быть свободных, инициативных учеников у несвободных и безынициативных учителей. Остается вопрос – готовы ли педагоги к ответственности и свободе и связанными с ними вопросами неопределенности? Эта проблема требует дополнительного изучения.
На мой взгляд, поддерживать инициативу учителя, давать ему свободу и ответственность становится ключевой задачей системы образования. Многие страны прошли этот путь и добились существенных изменений. Как это будет реализовываться в России, нам предстоит увидеть в самое ближайшее время.
Электронная газета "Вести образования" (2014. №2)
На развитие сайта