[img=left]http://im2-tub.yandex.net/i?id=141989175-02[/img]. . .Когда летел в направлении Милана разговорился с экипажем. Не с пилотами, а со стюардами и стюардессами. Я люблю говорить с этими людьми, которые вынуждены обслуживать и помогать в полете гражданам, считающим себя ужасно важными. Несчастные стюарды и стюардессы наблюдают за нашей "знатью" в их самых омерзительных проявлениях: видят истерики и неадекватное поведение медийных персонажей, известных политических лидеров. Но никаких замечаний сделать не могут. Потому что, как это часто бывает, это приводит к тому, что увольняют членов экипажа. Отнюдь не наказывают бесчинствующих мерзавцев.
Поэтому и оказываются неизвестными истории про депутатов госдумы, кидающихся хлебом в стюардесс, грязно пристающих, домогающихся, дерущихся с сотрудниками авиакомпаний.
Но суть не в этом. Разговорившись с ними (а об Аэрофлоте можно говорить много и по-разному, но об этом в понедельник и подробно. Потому что после визита в Санкт-Петербург и после более чем веселого возвращения в Москву, много есть чего рассказать) я увидел в их глазах колоссальную грусть. Поинтересовался. Они говорят: "вы понимаете, сейчас очень тяжело работать по многим причинам, да и ситуация в стране тяжелая". "Ну у вас вроде конвертируемая специальность", отвечаю я, - "тяжело в России, попробуйте за пределами нашей Родины. Был ведь момент, когда очень многие пилоты и тех.персонал искали счастье зарубежом?" Они говорят: "Да кому мы нужны". . .
Я подумал, что это удивительная формулировка, свойственная в первую очередь нашей великой стране: "кому мы нужны". Мы почему-то уверены, что мы никому никогда не нужны. Есть у нас какая-то внутренняя обреченность. Как-будто в нас в течение многих веков закладывали это странное ощущение ненужности и никчемности. Что сами по себе мы никто и ничто. Что если, не дай Бог, мы оказываемся где-то за пределами воздействия на нас российского государства, то мы просто не будем никому нужны, нигде не приживемся. Что наши знания умения и навыки нигде не востребованы. А уж если мы и оказались за границей, то только для того, чтобы зарабатывать деньги. Но жить мы должны только в России, только здесь мы будем счастливы. Как-будто мы привязаны какими-то невидимыми нитями к Родине. Притом отнюдь не нитями счастья, нитями гордости, нитями наслаждения, а какими-то совершенно иными. . . как будто у нас всех действительно находится некая раковая опухоль от рождения.
Я не замечал этого в беседе ни с англичанами, ни с французами, итальянцами, американцами. Они все любят свою страну, но крайне легко относятся к необходимости куда-то поехать поработать. У них нет такой обреченности. Она видна только у нас: недооценка себя. Как-будто с детства нам все время говорят: "да кто ты такой? Скромнее надо быть. Да ладно, не выпендривайся. . . Кому ты там нужен?". . . А что? У себя здесь мы кому-то нужны? Что-то непохоже.
Но вот это неверие в собственные силы, какое-то глубинное недоверие и неуважение к себе легко использует и наше государство. Поэтому каждый раз мы испытываем чувство вины. Мы как-будто виноваты, что уже родились. Странные чувства.
Наверное именно из-за этого ты в любой стране мира моментально отличаешь нашего дорогого россиянина. По глазам. . . Какое-то особое выражение лица - ни лучше, ни хуже: просто другое. Но работает в ста случаях из ста. Ты всегда чувствуешь, что перед тобой соотечественник, как бы безупречно он не одевался, как бы блестяще не говорил на иностранном языке, - глаза выдают, их не переделать. Видим своих, чувствуем. Система "свой-чужой" работает безупречно. Жаль только, что это система настроена не на коллективное счастье, а на коллективное несчастье.
Наблюдение точное. Вспоминаю, как в начале 90-х у нас гостили друзья-американцы - пожилая чета, открытая, общительная, жизнерадостная. Они были впервые в России и испытывали восторг от страны. Но никак не могли понять одного: почему в такой прекрасной стране, в таком замечательном городе, как Москва, на лицах людей - извечное выражение идущих на заклание, причем, идущих не первый раз. Нам-то понятно, почему. . .
Государство в России, за исключением небольшого отрезка советской истории, не только эксплуатировало чувство никчемности и какой-то внутренней обреченности граждан, оно его провоцировало и культивировало. Но давайте примем к сведенью и другое, бесспорное. Каждому подарена жизнь, у большинства есть близкие, семья. Смысла в этом у человека отнять никому не по силам, если он сам его не утратит и не смирится с утратой. Если добровольно не превратит себя для себя же в ковбоя Джо, который никому не нужен, из старого анекдота. Осознание нужности самому себе и дорогим тебе людям - при любых прочих условиях - требует самопреодоления. Но без этого принятие значимости человека более широким кругом людей, микро- и макросоциумом окажется проблематичным.
Хотелось бы напомнить, что история западного общества, не считая последних 50 лет, тоже не создавала особого "режима благоприятствования" для его граждан, на которых обрушивались многочисленные тяготы и лишения. Да, за это время постепенно возникли и оформились институты гражданского общества и правового государства. Но на это ушли столетия. А главное - на протяжении этих столетий из поколения в поколения передавались ценности самостоятельности, самоуважения, самосовершенствования, независимо от того, к какой социальной группе принадлежит человек. Порой это происходило не в самых благоприятных условиях. Принцев и нищих объединяло то, что они знали себе цену. И сегодня "система" работает в режиме "коллективного счастья", а ее "подсистемы" настроены на этот режим. Хотя современное западное общество далеко не беспроблемно.
Думается, этот урок стоит усвоить прежде, чем наше государство "повернется лицом к гражданам". Более того, не усвоив его, мы так и будем лицезреть государство с привычной нам и ему стороны. . .
Владимир Кудрявцев
Читайте также:
Михаил Задорнов. Американцы . . .не тупые!
На развитие сайта