Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Френд-лента: Элеонора Белонович. Духовно-нравственное воспитание: проблема и решение

Френд-лента: Элеонора Белонович. Духовно-нравственное воспитание: проблема и решение

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 163
  • печатать
  •  
    • 0

Элеонора Белонович


 


Эти два поста с блога Элеоноры Белонович, директора саратовского  музея-усадьбы В.Э.Мусатова (филиала Р адищевского музея),  моего друга я размещаю здесь вместе неслучайно. В одном из них обозначена и заострена проблема, другой может служить неявной иллюстрацией того, как она решается. Думаю, что она решалась бы еще более эффективно, если бы федеральные, региональные и муниципиальные власти помогли бы маленькому, но уникальному музею, которым руководит Элеонора Николаевна (об истории музея можно узнать на ее блоге).  А пока сотрудники музея вместе с энтузуиастами вносят свой вклад в решение проблемы, полагаясь в основном на свои силы. . .  


 


 


 


 


"Круглый стол" о духовно-нравственном воспитании


В течение недели мне довелось присутствовать на мероприятии, о котором необходимо написать. В музее-усадьбе НГ. Чернышевского 12 мая  2010 года состоялся круглый стол с участием Комитета по образованию администрации МО «Город Саратов», преподавателей школ, музейных работников, студентов. Круглый стол вёл Ялынычев Иван Николаевич, профессор кафедры гуманитарного образования  Саратовского института повышения квалификации и переподготовки учителей.
 


Продравшись, наконец, через все  необходимые официальные представления, можно попробовать  более-менее популярно изложить, как же все-таки этот круглый стол прошел.
 


И.Н. Ялынычев сразу обозначил актуальную проблему: с 1993 года Россия взяла капиталистический курс развития, о чем прописано в главном документе нашей страны – Конституции. Капитализм подразумевает развитие  частной собственности, свободного предпринимательства, конкуренции, как следствие, безработицы, социального неравенства. При этом новые граждане новой капиталистической России воспитываются в школах, где подавляющее большинство учителей – выходцы из советской системы образования, социальных и нравственных ценностей. Вопрос: в связи с новыми задачами, стоящими перед Родиной, что именно и как должны учителя воспитывать в наших детях.  Сами учителя на этот вопрос (Ялынычев все время обращался к разным опросам и данным статистики) отвечают так: патриотизм и трудолюбие. Разные же документы рекомендуют воспитывать:


1. Правовое сознание и гражданскую ответственность.  (Трудно с этим поспорить)
2. Воспитание  духовности и культуры. (Снова нельзя не согласиться)
3. Воспитание человека к новым условиям: условиям рынка, конкуренции, борьбы  и т.д. (И здесь все сразу напрягаются, потому что не ясно,  как это делать).



Опросы молодежи дают следующую картину. Молодежь обеспокоена


  1. Неопределенностью будущего.

  2. Утратой нравственных ценностей.

  3. Ростом преступности.

  4. 41% считает, что плохо приспособлен к жизни.

  5. 18% честно и прямо отвечает, что не умеет воровать. (Понятное дело, что речь  не о  буханке хлеба и шоколадке  в супермаркете)

Интересна статистика престижности профессий с точки зрения молодежи:
1 место – политик
2 – банкир
3 -  юрист
4 – работник правоохранительных органов
5 – предприниматель
….16 – рабочий, сразу после рабочего
17 – занятие проституцией
Чем молодежь гордиться:
81% - Победой в Великой Отечесвтенной войне
58% - Достижениями в космосе
22% - Авторитетом в мире
2% - Успехами в рыночной экономике
2% - Достижениями гласности и перестройки


О падении престижа учителя и сказано,  и написано достаточно много, но снова данные статистики по Саратовской области:
Средний возраст 40 лет
Стаж работы до 5 лет – 6% в то время как для нормального воспроизводства необходимо 27%. В 18 районах области нет ни одного нового молодого учителя (видимо за последний год).
 

Из опрошенных 500 учителей 65% говорят об упадке духовной культуры и ее коммерциализации. В то же время в течение года 41% учителей ни разу не посещают театр и 67% ни разу не  посещают музей. Видимо по самым разным причинам.


Вот приблизительно на такой «затравке» начался обмен мнениями.
Первым  выступил отец Сергий (Ксенофонтов), учитель православной классической гимназии. Он справедливо заметил, что многие наши проблемы идут от того, что то, что происходит на наших глазах сейчас – это не капитализм. Или какая-то дикая его ипостась. Бешеные деньги, взявшиеся у наших «сильных мира» отнюдь не от честного частного предпринимательства.Он сразу сказал, что нельзя нашу молодежь и наших детей воспринимать как  завезенных откуда-то с Марса – это наши дети, продукт нашего общества. Он считает, что нельзя определиться с целью, пока не определились с прошлым. Его личное мнение, что еще до 60-хх годов прошлого века в России была сильна инерция христианства. Сейчас церковь предлагает вернуться к христианским корням. Снова поискать тот самый особый путь России. Что же касается деток из православной гимназии, то они воспитываются на очень четких позициях «что такое хорошо и что такое плохо». Интересна была мысль о конкурентоспособности. Отец Сергий привел пример их учителя греческого языка, который  совсем «не конкурентоспособный». Он им и не должен быть, по мнению отца Сергия, так как ценен именно как учитель греческого языка.


Зам. Директора по развитию музея К. Федина Мазанова Елена Артуровна напомнила, что фигура учителя – это всегда фигура трагическая. Опираться надо на  вечные ценности, и привела высказывание философа Михаила Бахтина, что пока человек жив, он не завершен.  Далее следовали выступления других  музейщиков и учителей. Все они, так или иначе,  были примерами разных добрых дел. Все единодушно сошлись на том, что учителя у нас замечательные, что именно учителя все-таки упорно продолжают таскать своих чад подопечных по тем же музеям, театрам и разным культурным поездкам. Приводились примеры, как при слаженном взаимодействии  школы семьи и общественности удавалось предотвращать семейные драмы, сохранять семьи, как следствие сохранять мир в душе ребенка.


Тем не менее, многие говорили о том, что в целом взаимодействие семьи и школы слабеет. Что семью надо сдвигать с мертвой точки и только тогда мы добьемся хороших результатов. А еще лучше стремиться к стабильному триединству: семья – школа – общественность.
 

Теперь позволю себе поразмышлять обо всем увиденном и услышанном.
Я не люблю «Круглые столы». Это полезное дело, люди знакомятся друг с другом, выступают, заставляют задуматься о проблемах. Это хорошо. Но. Лично я всегда на таких мероприятиях испытываю внутренний протест и несогласие с происходящим. Все время чувствуется какая-то заданность, предопределенность. Мне не хватало в нашей замечательной компании человека, который бы  своим выступлением «взорвал» бы  все наши благочестивые и благообразные заклинания  о «высоком», «духовном» и «нравственном». Впрочем, такой человек был. Женщина, бывший педагог, а теперь журналист, выслушав многих, встала и сказала реплику: «Да что вы заладили о том, как это безнравственно, что дети начинают курить. Вот примитив-то! Что вы скажете на то, когда директор интерната обирает сирот и разворовывает квартиры, выделенные для этих сирот государством. Вот где безнравственность и преступление!». Но эта тема своего развития не получила. А зря. Так как, на мой взгляд, здесь – то и кроется главная заморочка. Мы все, простые люди, каждый день честно «ходящие в должность», живущие по нравственным принципам (то бишь не совершающие ежедневно каких-то страшных злодеяний) вот таким поступкам по сути ничего не можем противопоставить, кроме своего честного труда. А он перечеркивается разом одни таким преступлением. Потому что оно останется безнаказанным. Можно требовать от музейщика, от учителя, от родителя воспитания нравственности и духовности, но пока ВЛАСТЬ, ЗАКОН будет безмолвствовать или быть в одной связке с преступником – мы будем жить как жили. И надо честно говорить своим детям – Россия и современная,   и прошлая страна двойных стандартов.
 


«Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые,  и ты, им преданный народ…» (М.Лермонтов), «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею. И крест свой бережно несу.» (А.Блок).


Собственно не получила своего развития и главная тема: как  воспитать и нравственного и «конкурентоспособного» гражданина, и что в конце концов это собой подразумевает. Подумалось, что как-то примитивно мы мыслим: нам кажется что «конкурентоспособный» - это такой активный тип, с подтянутой спортивной фигурой. В одетый в «правильный» дресс-код, всех расталкивающий локоточками, громко кричащий «Я!Я!Я!» , ну а потом сидящий где-то весь из себя «крутой» и в полном вакууме…Это скорее пример дурака, которому лучше не мешать, потому что он очень быстро сам свернет себе шею. Что же касается примера  с учителем греческого языка, то, примерно догадываясь о ком идет речь, так как хоть  Саратов и  большой город, но кучка людей по –прежнему «страшно далекой от народа» не велика и в целом известна, могу предположить, что он некрасив, «неправильно» одет и говорит тихо и этими внешними признаками мы оцениваем его конкурентоспособность. Ничего подобного. Он владеет уникальными знаниями, которым уже нашел применение. А если бы не нашел данное применение, нашел бы другое. Да, вряд ли он на свои заработки купит коттедж или машину (хотя бы еще и  потому, что они не являются его главными ценностями), а вот с голоду не пропадет,  и Интернет оплатит, и новый учебник по-греческому купит.


Наконец, главный меня мучающий вопрос. А вообще,  с каких нравственных позиций  мы с детьми разговариваем о богатстве и бедности? Если с позиции христианства, то «легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому войти в рай»…И ни видать нам с такой позицией ни честного предпринимательства, ни богатого процветающего населения. Мы много говорим о дискредитации труда, и правильно говорим, так как  именно в России за честный труд не принято платить. Это наша такая национальная черта – работать за идею. Черта эта считается положительной, а разговоры о деньгах безнравственными.  И снова нам с такими принципами не видать Россию страной высокоразвитого капитализма. А кто-нибудь рассказывает детям, что богатым и состоятельным быть должно и нужно и к этому надо стремиться, потому что богатый человек – это и материально и духовно  богатый человек. У него есть реальная возможность  помочь миру. В том числе и тем, кто еще не достиг материального и духовного богатства или духовного и материального. А то скажут сейчас, что я безнравственно ставлю материальное на первое место.


В общем,  и так я тут «накатала» почти три листа. Пора и остановиться. Пахать, пахать и пахать нашему обществу надо.


Но в заключении приведу пример, который нам на зависть опять же озвучил И.Н. Ялынычев. В Самарской области перед каждым учебным годом школы заключают договора  с 1. Администрацией района, которая несет ответственность за всю коммуналку; 2. С родителями, которые несут ответственность за воспитание  своих чадушек; 3. С учителями, которые несут ответственность за образовательный процесс. А потом в конце года открыто подводятся итоги, кто где и что сделал и где не доработал.
Вот за такое взаимодействие школы- общества и власти я только «за».  


"Ночь музеев" глазами праздношатающегося музейщика


Известная истина: отдыхать - не работать. И мне пришлось не раз с улыбкой произносить её в ответ на многочисленные вопросы, почему я не у себя в Мусатовском музейчике, а здесь, в Радищевском музее. Да, маленький музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова участвовал в международной акции в 2008 и 2009 году, а  в этом  сезоне решил и себе, и своим сотрудникам устроить выходной. Который мы с наслаждением потратили на то, чтобы побывать среди наших коллег и друзей в этот  незабываемый вечер.
 
 
 
<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии -->Саратов, 15 мая 2010 года, 19.00. Вот такая очередь веселых, доброжелательных людей выстроилась к дверям
"Эрмитажа Поволжья" как иногда называют Саратовский  государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, основанный в 1885 году его внуком А.П. Боголюбовым.

 
<!-- начало кода фотографии -->
Саратов, 15 мая 2010 года, 19.00. Вот такая очередь веселых, доброжелательных людей выстроилась к дверям
<!-- конец кода фотографии --> 
Это "хвост" очереди. Такой длинной, на наш взгляд, она никогда не была. А это значит, что пятая по счету акция (первая состоялась в 2006 году) собрала еще больше желающих в ней поучаствовать.

<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии --> 
Чтобы очереди не скучно было дожидаться встречи с изобразительныи искусством, перед музеем играл студенческий оркестр нашей Саратовской Консерватории имени Л.В. Собинова.
 
<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии --> 
Вот такой обаятельный молодой солист и дирижер Медет Тургумбаев.
 
<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии --> 
Главная лестница музея
 
<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии --> 
В Боголюбовском зале
 
<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии -->
"Когда Россия говорила по-французски." Экскурсию ведет обаятельная Лариса Давыденко, с легкостью в этот вечер переходившая с русского на французский. Еще бы! Акцию в Россию "забросили" неутомимые выдумщики французы, а этот год объявлен годом Франции в России.

 
<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии -->
В.Э. Борисов-Мусатов "Осенний мотив" - шедевр коллекции Радищевского музея. Рядом "Тополя и облака", "Кавалер, читающий стихи", прекрасные творения  мастера.  

 
<!-- начало кода фотографии -->

<!-- конец кода фотографии --> 
А это я, не сумевшая отказать себе в извечном туристическом  удовольствии под названием "Я и шедевр".


 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Френд-лента: Ольга Меркулова. Счастье быть мамой
06-05-2010
Френд-лента: Ольга

Френд-лента: Олег Ванилар и Юрий Мельников - два мира детства
12-04-2010
Френд-лента: Олег

В Москву пришла весна света (опыты мобилографии по дороге на работу и обратно)
03-03-2009
В Москву пришла

Long Live Razdolblues!
11-04-2008
Long Live

Блюзорокобезобразия разных лет
03-04-2008
Блюзорокобезобразия

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (40)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх