На дворе – юбилейная «Давыдовская» осень. Вслед за Международным симпозиумом «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики»,который прошел в Психологическом институте РАО и Московском городском психолого-педагогическом университете 16-17 сентября (фоторепортаж), 20-21 сентября в Институте психологии им. Л.С.Выготского РГГУ состояласьЮбилейная конференция«Теоретическое отношение к действительности: природа, развитие, образовательная поддержка» /к 80-летию со дня рождения В.В.Давыдова/ (краткая информация). Еще одна конференция, приуроченная к юбилею, ждет своего открытия в Набережных Челнах 21 октября. Уже само число этих мероприятий, представительность их программ, позволяет ответить на вопрос (если таковой возникнет): что есть сегодня для нас, для психологии, для образования Василий Васильевич Давыдов? Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж о первом дне работы конференции в РГГУ (оба дня работа шла в Есенинской аудитории).
Открыла конференцию директор ИП им. Л.С.Выготского РГГУ Елена Кравцова. По ее инциативе конференцю было предложено организовать и провести в стенах РГГУ. Ведь в 1983 г. мы вместе с Леной под руководством В.В.Давыдова начали работу над нашей любимой темой - воображения и его развития в лаборатории Института дошкольного воспитания АПН СССР (ныне - Институт психолого-педагогических проблем детства РАО). Туда - буквально в пыльный и вредный подвал - был тогда "сослан" В.В.Давыдов, которого освободили от должности директора Института общей и педагогической психологии АПН СССР и исключили из членов КПСС. Некоторые считают этот период в биографии В.В.Давыдова "черным". Мы с Леной ктегорически не согласны с этим, о чем оня прямо сказад в своем вступительном слове. Приветствие Люции Васильевны Берцфаи, супруги-соратницы Василия Васильевича.
В.П.Зинченко рассказал о результатах работы над проектом «Геном культурного развития», который в 1990-е гг. был поддержан Российской академией образования благодаря усилиям ее вице-президента Василия Васильевича Давыдова. Культура – это сила, ничего не навязывающая, а «приглашающая» к развитию, «приглашающая» к мышлению. Другой вопрос: кто это «приглашение» принимает, и готов ли он к нему? Система развивающего образования, одним из основоположников которой являлся В.В.Давыдов, как раз и готовит детей к принятию этого «приглашения». В.В.Давыдов, который не любил схем, 15 лет назад неожиданно нарисовал В.П.Зинченко эту "улитку" в морозном Усть-Илимске.
…Архимед решает вполне конкретную задачу, поставленную перед ним сиракузским правителем Гиероном: вычислить удельный вес золота и серебра, которые, по его подозрению, подмешали в корону жулики-мастера. Решает конкретную задачу, а наталкивается на универсальную закономерность, открывает закон «плавающих тел». В дистанции между тем и другим как раз и выражено теоретическое отношение к действительности. Увидеть в специальном «техническом задании» общую проблему, хотя тебя об этом не просят. Но ведь если не увидеть – то и «технического задания» не выполнить. Во времена Архимеда не было таблицы удельных весов, которой сегодня пользуются школьники… Архимед решил конкретную задачу сразу для всех случаев, для всех времен и для всех народов. Значит, с самого начала он относился к задаче как-то по-особому – теоретически. Теоретическое отношение не замкнуто в границах науки. Александр Сергеевич Пушкин адресуется только к Анне Петровне Керн: «Я помню чудное мгновение…». Это их интимное, только им двоим принадлежащее мгновение. Но Александр Сергеевич, пишущий эти строки, - уже знаменитый поэт. И он, конечно, знает о том, что «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Уже в момент своей сокровенной адресации любимой женщине он вполне допускает, что строчки, продиктованные сердцем, когда-нибудь наберет наборщик, совершенно чужой человек… И прочитают совершенно чужие люди. В том числе, другие, многие-многие женщины, которые воспримут посвящение одной как обращение к своим чувствам, о которых Александр Сергеевич даже не подозревает. Адерсоваться одной, а обратиться ко всем! Дарпоэта. И дар влюбленного, любящего. Это же как надо любить одну, чтобы твою любовь приняли все… Язык не поворачивается назвать это «теоретическим отношением к действительности», но это близко!

Мой коллега и друг Валерий Лазарев счел, что я выхожу за границы предмета обсуждения Что ж, на то он и академик, чтобы блюсти границы…)))) А я заранее задался целью расширить эти границы. Да и замысел конференции, в принципе, был таков. Зато Владимир Петрович Зинченко, тоже академик, сделал мне замечательный подарок, напомнив строчки из «Онегина»: «Прошла любовь, явилась муза…». Муза ведь – не конкретная дамская персона. Но вдохновляет на любовь к персонам вполне конкретным, которую поэт выражает в своих стихах. И все-таки, муза – шлейф реальной женщины, одной, а не «собирательной». Одной, которая стоит для него всех…
Еще один академик – Владимир Собкин своим докладом «В.В.Давыдов и искусство» убедил меня в том, что я прав в попытках «расширить предмет обсуждения». :)Валерий Лазарев убедительно показал, что дети не хотят и не умеют учиться, потому что не хотят и не умеют учиться их учителя. В его докладе были изложена концепция и опыт развития у учителей желания и способности учиться.
Классическая наука, сказал Геннадий Кравцов, исследует существующее. Ее предмет всегда есть. А В.В.Давыдов со своим коллективом занялись изучением того, чего нет (до поры до времени не было). А для этого им пришлось построить, заново создать изучамемое. Речь идет об учебной деятельности в школе. «Учеба», заучивание материала – еще не учебная деятельность. Учебная деятельность – это решение особых, учебных, задач, главный результат которого заранее не запишешь в конце учебника и не подсмотришь его там. Этот результат – изменение в мышлении, в сознании, во внутреннем мире ребенка.
Елена Кравцова показала, что связь между развитием воображения и готовностью к учебной деятельности является самой прямой. Анатолий Тюков увидел в В.В.Давыдове открывателя основного закона образования.Маргарита Каминская обратилась к парадоксам личностного роста в развивающем образовании.
На самом деле Саша Шапиро - совершенно не директивен. Добрейший человек, гуманный "позитивный психотерапевт". :) 
