Сегодня утром скончался Виктор Степанович Черномырдин, сумевший всего на 7 месяцев пережить свою супругу, с которой жил душа в душу. Одно очевидно: он был человечен, порой непосредственно человечен. Не только в своих легендарных речах. Народ злился на "реформы" и на одного из их главных авторов - ЧВС. Но чувствовал его человечность. Благодаря этому, пусть немножко, падал градус социальной напряженности. В 90-е это было чрезвычайно важно. Ельцин тоже позволял себе непосредственность, но она воспринималась, как царская блажь и самодурство. А речи Виктора Степановича в чем-то носили психотерапевтический характер. Сейчас у нас нет такого "психотерапевта реформ".
Знавшие ЧВС близко вспоминают его как хлебосольного хозяина. Гости - это было для него свято. Рассказывают, что у него гостили даже представители оппозиционных партий и фракций, а он не делал поправок на политическую ориентацию. Был неизменно радушен и никого не обделял хозйским вниманием.
Мог по-дружески предупредить. Когда в 1993 г. президент Казахастана Назарбаев провожал его в аэропорту, ЧВС сказал: "Готовься, Нурсултан, будем выдавливать тебя из рублевой зоны". Едва ли за это время Назарбаев успел бы что-то сделать, но в таких случаях для политика и моральная готовность дорогого стоит.
В "нулевые" многое "обнулилось". Вот, ушли все "пореформенные" премьеры - Павлов, Гайдар, Черномырдин. Выглядит как какая-то планида. Хотя планидой, скорее, были сами реформы. Но что теперь об этом говорить?