Мы живем в мире Выготского. Желаем того или нет. Тот, в чьем мире мы живем, вовсе не обязательно должен напоминать о себе отовсюду и ежечасно. Скорее, это должны быть редкие и порой неожиданные напоминания – со стороны.
Как-то в Нью-Йорке к дочери Льва Семеновича Гите Львовне подошел афроамериканец и сказал: «Спасибо Вам за Выготского! Его культурно-историческая теория помогает нам в отстаивании наших прав».
Недавно аналогичное напоминание было получено с сайта Всеволода Новогородцева, ведущего легендарных передач о рок-музыке на ВВС. Еще в 80-е гг. интеллигентный, широко и глубоко образованный Сева Новгородцев поражал советских слушателей тем, что в свои рассказы об исполнителях этой музыки, органично и по существу «вплетал» сюжеты из истории мировой культуры, литературы, науки. Это придавало его повествованиям особое звучание и весомость, соответствующее «классическому» стандарту BBC. Всеволод Борисович верен себе и теперь рассказывает у себя на сайте о Выготском. Упоминаемую им американку Лену Бодрову хорошо знаю. В тех же 80-х мы вместе с ней и еще двумя Ленами – Кравцовой и Юдиной под руководством В.В.Давыдова начинали разработку проблематики диагностики детской креативности в лаборатории умственного воспитания Института дошкольного воспитания АПН СССР, в духе культурно-исторического подхода. Последний раз все мы увиделись 4 года назад на международной конференции по раннему развитию в Праге. . .
Мальчика зовут Алик, ему 5 лет 5 мес.
Вечером через окно он увидел Юпитер.
- Мама, а зачем существует Юпитер?
Мать попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал.
- Ну, зачем же существует Юпитер?
Тогда, не зная, что сказать, мать спросила его:
- А мы с тобой зачем существуем?
На это получила мгновенный и уверенный ответ:
- Для себя.
- Ну, и Юпитер тоже для себя.
Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:
- И муравьи, и клопы, и комары, и крапива - тоже для себя?
-Да.
И он радостно засмеялся.
Это цитата из работы «Этюды по истории поведения» Льва Выготского, советского психолога. Родился в 1896 году. Окончил московский университет, как юрист, университет Шанявского, как историк и философ, заочно учился в психоневрологической академии в Харькове. Оставил много работ. Вот еще одна выдержка:
«Каждому из нас случалось видеть маленького ребенка, с величайшей серьезностью нянчившего обрубок дерева, сражавшегося с несуществующими врагами, игравшего с выдуманными подругами. Никакой актер не может «сыграть» это с такой убедительностью, как это делает ребенок. Он действительно смотрит на обрубок дерева, а воспринимает куклу, он наделяет самые примитивные объекты теми качествами, какие диктуются его желанием, его опытом, его фантазией.
Примитивная картина мира для ребенка есть безусловно картина, в которой рамки реальных восприятий и фантазии стерты, и нужно, чтобы прошло еще много времени, пока две эти стороны разделятся и перестанут смешиваться одна с другой.
Ребенок вступает в жизнь, он представляет собою чистый лист бумаги, постепенно заполняемый тем текстом, который диктует жизнь. Этот лист бумаги уже покрыт какими-то письменами, записанными на нем в первые недели и месяцы жизни ребенка, и начинает бурно заполняться ими с того времени, как постепенно наладилась связь ребенка с миром. Вовсе не верно, что ребенок 2 - 3 лет от роду глупее взрослого, недоразвившийся человек.
Ребенок умен по-своему, только он воспринимает мир примитивнее, иначе, чем мы, он относится к нему иначе, чем мы, он мыслит иначе, чем мы». Конец цитаты.
Товарищ Сталин не любил Выготского, но не успел сделать ему плохо, тот умер от туберкулеза в 1934-м году. То, что успели издать — осталось, но на много лет наследие Выготского в СССР было положено на дальнюю полку. У Выготского было много учеников, одна из его последовательниц, Елена Бодрова, живет в США и пропагандирует его идеи.
Сегодняшняя «Таймс» пишет, что американские педагоги поражены результатами методик Выготского. «Дети, которые уверены, что не умеют писать, начинают энергично чирикать в блокнотах, когда играют в официантов» — приводит газета. «Если попросить мальчика стоять смирно, он скоро утомится. Скажите ему, что он — солдат на посту и он простоит смирно в четыре раза дольше».
Игровой подоход, разработанный Выготским в первые годы советской власти, когда в страна было много бездомных и неграмотных детей, теперь пригождается на сытом Западе, если и страдающем, то от благополучия. Дети растут у больших экранов, им некогда играть, внимание их рассредоточено.
Возврат к палке, воображаемой ребенком, или понимание что муравьи, и клопы, и комары, и крапива – живут для себя, быть может вернут утраченное детское естество.
По Выготскому учат уже и на Британщине.
. . .Вчера в Москве, в РГГУ стартовали XI Международные чтения памяти Л.С. Выготского “Зона ближайшего развития” в теоретической практической психологии”.
«О себе» отчитываюсь: незапланированно провел (вместе с Марианой Хедегаард) секцию «Семья как модель зоны ближайшего развития», по плану - вечер памяти Г.Выгодской, презентировал программу развивающего дошкольного образования «Тропинки». Сегодня в 10.00 в Есенинской аудитории начнет работу моя секция «Зона ближайшего развития природа и феноменология», куда и собираюсь. . .
А пока - несколько вчерашних фотографий.
Вечер памяти Г.Л.Выгодской.
На развитие сайта