Дорогие коллеги!
Только что завершились XI Международные чтения памяти Л.С. Выготского, а мы уже начали подготовку к будущим - XII Чтениям. которые состоятся в ноябре 2011 г. Мы планируем посвятить их теме: «Знак как психологическое средство: культурно-историческая детерминация психической жизни человека».
В связи с этой темой встает целый ряд дискуссионных вопросов. Вот некоторые из них:
Как «магия знаков» превращается в «разумное поведение»? Можно ли овладеть культурой, не овладев собой (и наоборот)? Является ли знаковое опосредствование единственно формой культурно-исторической детерминации психики человека? История, онтогенез и функциогенез психологических средств: каковы точки совпадения? Знаковое опосредствование – существует ли грань между «вращиванием» и «выращиванием»? Как с помощью знаков творится личностное общение? Другой как личность и как посредник (носитель знака, олицетворение символа) – двойственность или единство? Как возможны до- и внеречевые формы знакового опосредствования? Искусство – «мастерская» символов (знаков)? В чем состоит специфика многообразных форм знакового опосредствования в современном обществе, цивилизации, культуре, и каким образом она проявляется в человеческой психике? Каковы исторические трансформации знаково-символических систем внутри социальных практик (образование, наука, производство, здравоохранение, юриспруденция и др.)?
Вы можете расширить спектр обсуждаемых вопросов. Ждем ваших предложений по e-mail: vygconf@gmail.com. Вы можете также оставить свои комментарии здесь.
Нам представляется, что обсуждение данной темы представляет интерес далеко не только для сторонников культурно-исторического подхода в психологии и открывает широкое поле для междисциплинарных контактов. А современная культурно-историческая психология, будучи по своей природе и происхождению междисциплинарной областью знания и практики, как раз и выступает как «консолидирующее» направление. Внутри него поставлен, осмыслен или переосмыслен целый ряд универсальных, «интернациональных» проблем, над которыми поныне размышляют психологи всего мира. Проблема организующей роли знака в психической жизни человека – одна из таких проблем. В психологию эта проблема пришла, как минимум, из двух источников: концепции восприемника идей французской социологической школы Пьера Жане и работ социологов и социальных психологов - представителей американского символического интеракционизма. В русле теории Выготского она была переосмыслена как проблема творческой, порождающей функции знака в развивающейся человеческой психике.
Напоминаем, что 2011 год – год 125-летия со дня рождения Л.С. Выготского. Нам очень хотелось бы, чтобы наше общение на предстоящих Чтениях запомнилось бы как событие.
Оргкомитет Международных чтений памяти Л.С. Выготского
На развитие сайта