Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Колонка Ильи Раскина. Таланты и поклонники

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 250
  •  
    • 0

«Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей».


Это сказал наш Президент, в своем последнем Послании городу и миру.


Я пытаюсь понять, что он сказал, о каких детях идет речь: об «одаренных-талантливых», или «все, вне зависимости…»? Все, или некоторые? Разница принципиальная. Вопрос в тексте послания несколько запутан, но, если все сказанное понимать буквально, то, конечно, позиция такова: надо специально искать и поддерживать «некоторых», особо талантливых.


Вряд ли Президент подозревает, что это позиция не только «управленческая», политическая, пропагандистская и т.д., но позиция философская, педагогическая и психологическая. Вполне, давно, хорошо знакомая, очень плохая позиция. Вряд ли Президент, его консультанты и спичрайтеры понимают, в какой нехорошей компании они оказываются.


Ведь речь идет о сегрегации: детей делят на «талантливых» и, соответственно, «не очень» талантливых, лишенных божьего дара, тупых, серых, заурядных. А почему они так разделены, кто это так устроил? – Ну, разумеется, «от природы». А против природы не попрешь. Никаких других оснований сегрегации кроме как «от природы» здесь усмотреть нельзя. Потому что если бы были другие основания, то и вопрос, и его решение, непременно, были бы иными.


Вряд ли сочинители этого раздела послания понимают: индивидуальная сегрегация (которую они предлагают) ничуть не лучше сегрегации классовой (пролетарские дети «от природы» тупы), национальной (дети такой-то национальности «от природы» неспособны к тому-то, или предрасположены к криминалу и т.п.), или расовой (дети таких-то рас «от природы» неполноценны).


Индивидуальная сегрегация не сможет привести в свое оправдание никаких аргументов кроме тех, которые уже приводились классовыми, расовыми и прочими сегрегаторами. Все эти аргументы давно, всесторонне, убедительно, экспериментально, теоретически – как угодно – опровергнуты, разбиты и отправлены в исторический утиль. Осталось – разумеется, не в серьезной науке, а в обыденном, «кухонном» сознании убеждение: способности (соответственно, не-способности) – «от природы». Ну, если так, то, конечно, надо искать одаренных, их специально  поддерживать, ну а остальные – что с них взять, их развивай – не развивай – ничего не выйдет, нерентабельные траты… (По данным ВЦИОМа, 1/3 населения России думает, что Солнце вращается вокруг Земли. Убеждение в том, что таланты – «от природы» распространено гораздо шире, но оно из той же оперы).


Так, немного в сторону. Вопрос: а сколько их, «талантливых»? Статистики этой не знаю, не изучал, да если бы и изучал – не поверил бы, в силу подозрительности методик и критериев. Проще всего взять за основу работы наукометристов. Они вполне убедительно показали (по индексам цитирования): среди всей печатно-научной продукции работ, которые стоит читать – 3-5%. Остальное – балласт. Именно эти же цифры (3-5% «элиты»), как ни странно, встречаются во множестве прочих «рейтингов». Случайно? Вряд ли. Не удивлюсь, если у нас примерно так же определят процент «талантов». Остальные 95-97%, разумеется, отдыхают. Это вполне вероятно, и может быть списано на некий «закон природы» (правда, никем не сформулированный). Только вот некоторые исключения портят картину. Скажем, среди выпускников Царскосельского лицея оказался какой-то «патологически высокий» процент очевидных талантов. (Можно привести еще примеры, но не буду тратить время и место). Там что, некая биолого-генетическая аномалия случилась, законы природы нарушились? Что-то с этими «законами» не в порядке.


Еще отступление. Прошу понять меня правильно и не считать за идиота. Разумеется: дети действительно, «по факту» различаются по своим способностям – о чем тут спорить. В каком детском возрасте таланты определяют, кто, как и по каким критериям это делает – другой вопрос. Я не говорю об очевидных врожденных патологиях (Даун и т.п.), понятно, не об этом речь.


Да, у нас проблемы: пьянство родителей, жуткая местами экология, разнообразные депривации в детстве и т.д. Коррекционные учебные заведения необходимы во множестве. Опять же, не об этом. А о том, откуда берутся способности. И о том, кто, как и зачем их будет «мерить», определять.


Принципиальный вопрос: в каком возрасте, какие именно способности «определяются» – есть/нет, перспективен/неперспективен? Кто умеет это делать? Есть убедительные доказательства того, что основные, базовые способности формируются еще до школы, в первые годы, и даже месяцы жизни. Дальше, конечно, есть еще несколько возрастных «перевалов», после которых человек уже в основном «готов» и о нем можно сказать: талант! (или не сказать).


Так о чем, собственно, говорится в Послании Президента? О том, что у нас есть некая абсолютно непрозрачная каша раннего детства и раннего школьного возраста, там что-то варится (видимо, «по законам природы»),  оттуда кто-то и почему-то выплывает «талантливым» – тут-то мы его и поймаем, и будем развивать дальше. Остальные пойдут «на производство».


 Нет места и времени говорить обо всех возникающих здесь проблемах. Вот только некоторые, которые мне кажутся принципиальными.


  1. Основная задача нынешней российской системы образования – это формирование полноценных личностей массы граждан, или снабжение экономики рабсилой (эксклюзивно – поиски и поддержка 3-5% будущей «элиты»)?

  2. Кто, как, по каким критериям будет определять «талантливых»? Есть ли здесь коррупционный потенциал? (Конечно, есть).

  3. Есть ли внятные и достоверные критерии «определения талантов»? В каком именно возрасте? Каких именно талантов?

  4. Насколько талантливыми окажутся «определители талантов»? И насколько талантливы (и в чем именно) те, кто будут формировать эту «общенациональную систему поиска талантов»? Тут ведь некоторые особо талантливые уже стучатся в двери (и ведь имеют шансы!): см., напр: http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/1095

  5. И, наверное, главное. А что делать с (условно говоря) 97%? Может быть, средства стоит тратить в первую очередь именно на то, чтобы их «дотягивать»? Чтобы, как пел Тальков, нам жить «в стране не дураков, а гениев?» Средств не хватит? Да нет, хватит. Было бы желание. Было бы понимание. И были бы способности у наших руководителей. Ведь бездарных детей не бывает. Бывают бездарные руководители.

 Да, согласен на 100%: таланты нужно поддерживать. Но почему бы не ставить принципиальную задачу массового формирования талантов? Эта задача не ставится, не формулируется и, похоже, даже не осознается (возможно – сознательно или бессознательно отторгается).


Я, разумеется, нисколько не исчерпал тему (только зацепил) – она очень большая.


Почему-то уверен: психолого-педагогическое сообщество как-то может, да и должно по этой теме высказаться.


Процитирую еще раз Послание. «Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей».


Может быть, заменить «детей» на президентов, премьеров, министров?


Ведь, действительно, сортировать детей куда проще и безопасней, чем бороться с коррупцией, проще и безопасней, чем на себя и свое окружение посмотреть!


Может, хватит на детях отыгрываться? Может, обнаружите 95% тупых и бесталанных в другом месте?


Огромная часть сотрудников нынешнего госаппарата остро нуждается в отставке. Вы  видели панорамы лиц, слушавших в Кремле «Обращение» Президента? Это просто паноптикум. Очень мрачно, зверинец. Кто там что про «отбор талантов»? Ей-богу, сочувствую нынешнему Президенту. Когда к власти пришел Путин, я ему тоже сочувствовал – наследие тяжелое досталось. Но недолго сочувствовал, все быстро стало понятно. Там, действительно, множество талантливых людей. Но их «таланты» какие-то очень уж специфические. . . лучше бы их не было.


Илья РаскинРаскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.


Сайт Ильи Раскина




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Главные инвестиции - забота о будущих поколениях (из Послания Президента к Федеральному собранию-2010)
01-12-2010
Главные инвестиции - забота о будущих поколениях

Забота о будущем поколении - ключевая тема Послания Президента к Федеральному собранию
30-11-2010
Забота о будущем поколении - ключевая тема

Информация к разным размышлениям. Заседание секции Общественной палаты по развитию творческого потенциала нации
29-04-2010
Информация к разным размышлениям. Заседание

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх