Сегодня выдающаяся русская актриса Ольга Александровна Аросева отмечает свое 85-летие и 60-летие служения на сцене Московского академического театра сатиры. Ольга Александровна неоднократно признавалась, что ее профессиональную и не только профессиональную судьбу определили великие встречи. Встречи, вообще, для актера – как воздух. Тут даже не надо читать Станиславского. А интенсивность великих встреч в жизни Ольги Александровны была просто невероятной. Хотя, думается, способность «притягивать» к себе такие встречи – это особый дар. Как и выхватить, пережить, запомнить в них главное, смыслообразующее.
Удивительны воспоминания О.А.Аросева о Юрии Владимировиче Никулине на съемках фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», которыми она недавно поделилась в одном интервью. Ольга Александровна обратила внимание на то, что на свои темные волосы Никулин надевал седую накладку. А через неделю у него появились седые корни собственных волос. Ольга Александровна поинтересовалась: «Если вы в жизни совсем седой, зачем же вам красить волосы, с накладкой возиться? Отпустили бы свои. . .». На что Никулин ответил: «Милая моя, мне ведь помимо съемок еще ив цирке нужно выступать – дурака валять, падать. Чтобы дети смеялись. Так когда они хохочут над неловкостью здоровенного балбеса – это хорошо. Но будет очень плохо, если у них станет вызывать смех падение седовласого дедушки. . .».
Воспоминание это характеризует Никулина глубже, чем десяток написанных о нем книг. Характеризует как великого артиста, тонко понимающего мир детства, которому он служил на арене. В частности, понимающего то, что глумление над сединами способно загубить душу ребенка, что не любой ценой можно заплатить за детский смех. Понимают ли это сегодня? Один этнограф рассказывал об архаическом племени, где дети в играх пародировали стариков, притом, что в обычной жизни старейшины племени свято почитались. Сами старики игры не приветствовали, но и не пресекали. Они понимали: это только игра. А сейчас границы между игрой и жизнью размыты. Такие люди, как Никулин охраняли их. . .
Так и Ольга Александровна никогда не растворялась и не теряла себя в своих ролях. Хозяйкой над ними стояла ее Личность. Она из тех актрис и актеров, в которых вначале притягивает сама личность, а потом уже роли, масштаб которых - независимо от плана - определяется масштабом личности. (Не могу не вспомнить, что и в профессиональных свершениях брата Ольги Александровны Дмитрия Александровича Аросева, спортсмена, тренера, педагога, психолога, одно время работавшего с моим учителем В.В.Давыдовым, всегда проступал его личностный дар.)
Ольга Александровна сегодня – не просто на сцене, а в ее центре, в самой гуще сценических событий. Значит, пожелать ей можно, как и всякой большой актрисе, новых ролей, достойных ее таланта и памяти о великих встречах, которые она доносит через роли до зрителей.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта