Новый образовательный стандарт для 10–11-х классов утвердят, только если из него уберут усиленные «уроки патриотизма», лоббируемые «Единой Россией». Идею отказа от русского языка, математики и физики в пользу усиленного «воспитания патриота и гражданина» раскритиковали члены Общественной палаты, эксперты и— неофициально— чиновники из Минобрнауки. Однако ход «масштабной реформе всей старшей школы» дадут уже в 2011 году.
Новые стандарты образования для старшеклассников могут быть приняты и утверждены правительством ближе к следующему учебному году (2011–2012). Документ пока не подписан министром образования и науки Андреем Фурсенко. По словам члена Общественной палаты Ефима Рачевского, стандарт должен быть доработан, после чего он пройдет апробацию в отдельных школах. В виде эксперимента стандарт будет внедряться в школах один— два года и только после этого может быть утвержден окончательно. По мнению Рачевского, это произойдет не ранее 2013 года.
Напомним, что в новом стандарте обучения старшеклассников разработчики проекта планируют оставить только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет «Россия в мире». Остальные дисциплины сформированы в шесть предметных областей, из которых подростки смогут выбрать только семь предметов для обучения. Сейчас подростки в 10–11-х классах изучают от 18 до 21 предмета. Разработчики планируют оставить только 10 учебных дисциплин, а дополнят обычный школьный день усиленным патриотическим воспитанием. По мнению авторов проекта, это станет «масштабной реформой всей старшей школы», вероятность которой уже вызвала немалый резонанс в обществе. Однако, по информации GZT.RU, шансы на утверждение стандартов в существующем виде под вопросом.
«Стандарт пройдет, только если из них уберут словосочетание „воспитание патриота“»,— считает источник GZT.RU в Минобрнауки.
«Из проекта торчат уши „Единой России“. Товарищи нашли отличную тему для самопиара перед парламентскими выборами 2011 года. Тема школы, детства, молодежи и сейчас на слуху, и партия власти с этой темы не слезет. Экономика или армейские проблемы— это слишком сложно для них, а в школьных вопросах каждый считает себя большим специалистом»,— объясняет источник.
15 декабря новые стандарты обсуждались на заседании Государственно-патриотического клуба «Единой России». Именно эта организация активно поддерживает утверждение проекта по «линии партии власти».
Стандарты, разработанные Институтом стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования), оказались настолько скандальными и одиозными, что официально никто из чиновников Минобрнауки проект не поддержал. Например, на круглом столе, посвященном стандартам (состоялся в Высшей школе экономики 16 декабря), присутствовала директор департамента общего образования ведомства Елена Низиенко. Однако позицию Минобрнауки она так и не озвучила. По мнению Рачевского, также участвующего в круглом столе, чиновник ушла от прямого ответа.
Елена Низиенко, директор департамента общего образования Минобрнауки так и не озвучила позицию своего ведомства в вопросе утверждения новых образовательных стандартов.
Другой участник мероприятия научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ Исак Фрумин был более свободен в суждениях и новые стандарты резко осудил.
«Авторы проекта прямо копируют советскую модель с ее бессмысленным и неэффективным идеологическим воспитанием. Это абсурд. Проблемы с молодежью решают многие страны. Проблемы везде примерно одни и те же. Вот только решаются они не программами духовно-нравственного воспитания, а вовлечением молодежи в осмысленную деятельность через интерес. Где слово „интерес“ в этих стандартах? Есть только попытка решить важнейшую проблему дедовскими способами. С помощью этих стандартов мы опять двигаемся к советскому принципу научно-атеистического воспитания на уроках математики»,— считает Фрумин.
Исак Фрумин считает, что новые стандарты обучения старшеклассников "копируют советскую модель с ее бессмысленным и неэффективным идеологическим воспитанием".
Под проблемами с молодежью Фрумин и другие участники обсуждения подразумевали прежде всего уличные беспорядки в Москве, и прежде всего события на Манежной площади 11 декабря.
«Никто не ожидал увидеть 10 тыс. агрессивных и решительных парней у стен Кремля. Те же единороссы явно были в шоке от происходящего. И новая система обучения и воспитания молодежи оказалась как нельзя кстати. Вряд ли ее примут в таком виде, но крен налицо. Патриотическое и правильное идеологическое воспитание действительно сейчас становится важнее физики»,— объясняет сотрудник Минобрнауки.
Ефим Рачевский не видит в проекте образовательных стандартов «невидимой руки „Единой России“».
«Стандарты разрабатываются уже больше двух лет. И блок „Духовно-нравственное воспитание“ был в нем изначально. Причем нельзя сказать, что в стандартах четко прописано, в каких именно уроках молодежь будут учить патриотизму. Все очень расплывчато»,— объясняет Рачевский.
Чему предлагает учить старшеклассников «ЕР»
Обязательные предметы:
- ОБЖ, физкультура, «Россия в мире»
Предметы на выбор:
- Русский язык и литература, родной язык и литература
- Иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный)
- Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право)
- Математика и информатика (математика, информатика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика)
- Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология)
- Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы— для национальных республик)
Ученик может выбрать одну или две предметные области, но не более 7 предметов. При этом 3–4 предмета изучаются на профильном уровне, 3–4— на базовом уровне.
«Общекругозорное» обучение закончится в 9-м классе
Позиция Общественной палаты по отношению к стандартам: на доработку. Большинство изменений коснется именно «патриотического блока». Сам Рачевский не согласен с утверждением Александра Кондакова (один из авторов стандартов, гендиректор издательства «Просвещение»), который в интервью GZT.RU заявил, что «воспитание патриота и гражданина важнее математики и физики».
«Я знаю точно, что уроков патриотизма быть не может. Это бессмысленно, пока в стране все не перестанут врать. Если говорить о том, что важнее: воспитание патриота или физика с математикой, то я абсолютно уверен, что только качественные занятия с умным и любящим свое дело учителем-предметником дадут на порядок больше пользы в развитии из подростка гражданина своей страны, чем ежедневные уроки патриотизма»,— говорит Рачевский.
По мнению Ярослава Кузьминова, переходу на профильную систему мешало и продолжает мешать "предметное лобби".
В то же время соотношение обязательных для изучения предметов (ОБЖ, физкультура, новый предмет «Россия в мире») и предметов по выбору (русский язык и литература, математика и остальные) не будет изменено. То есть «масштабная реформа всей старшей школы», о которой говорил в своем выступлении Кондаков, скорее всего, произойдет. И это еще более скандальная и обсуждаемая сторона принятия новых образовательных стандартов.
«Стандарт действительно разгрузит школьников от безумного количества предметов в 10–11-х классах. Общекругозорное, если можно так выразиться, обучение подростков будет заканчиваться в 9-м классе. Далее школьник будет обучаться на профильной ступени. В соответствии с выбранным им образовательным маршрутом. То есть в соответствии со своими предпочтениями в получении дальнейшего образования, выбора вуза и профессии. Кому-то нужно сконцентрироваться на точных науках, кому-то на гуманитарных»,— объясняет Ефим Рачевский.
"До трети старшеклассников в крупных городах совсем не посещает школу", - заявил Ярослав Кузьминов, ректор ГУ ВШЭ и председатель комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ
Официальная реакция пресс-службы Минобрнауки
— Какова процедура утверждения образовательных стандартов для старшеклассников?
- Информация о процедуре разработки и утверждения стандартов прописана на сайте министерства ( здесь и здесь )
— Когда будут утверждены данные стандарты?
- Проект стандарта в настоящее время находится на доработке в соответствии с правилами разработки и принятия федеральных государственных образовательных стандартов.
— Когда утверждать стандарты будет конкретно Минобрнауки?
- Вопрос непонятен. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов утверждены документами в соответствии с ответом на первый вопрос. Формальное подписание стандарта— последний этап описанной процедуры и целиком от нее зависит.
— С какого учебного года данные стандарты будут приняты в виде эксперимента?
- Вопрос необходимо адресовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, к ведению которых относятся государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения.
— Сколько школ (в каких городах, регионах) будут работать с данными стандартами?
- Аналогично ответу на предыдущий вопрос.
— Когда данные стандарты утверждены окончательно?
- Аналогично третьему вопросу.
По теме на сайте:
Образование в нагрузку к патриотизму?
Молодежь недовольна ошибками отцов. Интервью с Ефимом Пивоваром
На развитие сайта