Жители России оценили качество обучения на разных ступенях образовательной системы
С 1997 года, как показывают соцопросы, жители России во многом изменили свои взгляды на национальную систему образования. Теперь они настроены более скептично к западным образцам и выше ценят российское образование. На вопрос «Сильнее или слабее Россия в области образования по сравнению с развитыми странами?» 37% опрошенных ответили «сильнее», 20% – «на том же уровне» и лишь 17% респондентов предположили, что российское образование отстает от лучших мировых образцов. Интересно, что в 1997 году расклад мнений был прямо противоположный: 46% опрошенных считали отечественную систему образования более слабой, чем западная, и лишь 17% были убеждены в обратном. Важно отметить, что в 1997 году россияне, закончившие вузы, более высоко оценивали национальное образование (30% позитивных ответов по сравнению с 17% в общей выборке). В результате прошедших лет мнение респондентов с высшим образованием поменялось незначительно. Способно ли правительство изменить систему образования?Каждый живет с собственным идеалом системы образования. Этот идеал складывается в течение всей жизни на основе личного опыта. И этот опыт надо учитывать. 10% участников выборки признали, что российская система образования абсолютно не соответствует их идеалу. 26% отрицали это более мягко, ответив, что она «скорее не соответствует» их идеальным представлениям. Однако позитивные оценки российской системы образования в 2010 году все же возобладали. Для 43% россиян российское образование вполне соответствует их представлениям. Надо ли что-то в нем менять? Участникам опроса предложили оценить вклад правительства в реформы образования. Мнения разделились почти поровну. 37% позитивно оценивают реформы образования, 35% – негативно. Довольны ли россияне условиями обучения?Социологов заинтересовало, насколько жители муниципалитетов осведомлены о том, что творится в ближайших детсадах, школах, техникумах, вузах.
В то же время почти треть участников опроса не смогли дать никакой оценки деятельности детских садов, больше трети – учреждениям НПО, 43% – учреждениям дополнительного образования детей и 38% – вузам. И почти половина респондентов не знали, что сказать о такой важной части непрерывного образования, как обучение и переобучение взрослых. Самые высокие оценки опрошенные дали сфере дошкольного образования. Всего 3 и 4% россиян в 2009 и 2010 годах выразили недовольство услугами детских садов и 13% ответили, что «скорее не удовлетворены» ими. Качеством школьного образования в 2009 и 2010 годах были полностью удовлетворены 9–10 % респондентов. 54% опрошенных в 2009 году и 46% отвечавших на анкету в 2010 годах отметили, что они «скорее удовлетворены» тем, как учат детей в близлежащих школах. Лишь 3% в 2009 году и 6% в 2010 году заявили, что они абсолютно не удовлетворены образовательными услугами в соседних МОУ. Но современная школа – это не только учебный процесс. Это еще и условия получения образования. Отвечая на этот вопрос, россияне в 2008, 2009 и 2010 годах были единодушны: хуже всего школы обеспечены учебными пособиями. В 2008 году респонденты поставили этой стороне школьной жизни оценку 5,3 (по 10-балльной шкале), в 2010 году – 5,8. Зато безопасность, медицинский контроль, питание, качество воспитания и обучения в школе опрошенные оценили в среднем одинаково: между 6 и 7 баллами. Первое сентября. 2011. № 4 По теме на сайте: Россияне недовольны переменами в образовании: данные ВЦИОМ
Все материалы раздела "Информация к разным размышлениям"
|
На развитие сайта