Добровольные «взносы», ремонты, блат — все это идет в ход, лишь бы пристроить ребенка в дошкольное учреждение. Но если и это не помогает, то родителям приходится оставлять ребенка с бабушками и няньками. А когда приходит время идти на подготовительные курсы в школу или в первый класс, выясняется, что дети не только не умеют общаться со сверстниками, но и имеют ряд отклонений: задержка развития, гиподинамия и проблемы с речью. «МК» выяснил, как помочь малышу подготовиться к школе, если нет возможности попасть в детский сад.
— Нашему сыну 5 лет в сентябре,— рассказывает Ольга.— В детсад он не ходил ни дня. В Управлении образования нас заверили, что туда мы не попадем, несмотря на то что встали на очередь в полгода,— мест нет. Недавно решила записать Мишу на подготовительные курсы к школе, но врачи не допустили из-за медицинских показаний.
На обязательном медицинском осмотре в своей поликлинике и у школьной медсестры врачи констатировали: у маленького Миши задержки в развитии и гиподинамия. По словам Ольги, это последствия постоянного сидения дома с нянями. Но все специалисты отметили, что многих проблем можно было бы избежать, попади ребенок вовремя в детсад.
— Конечно, мы ходим с ним гулять, играем, занимаемся,— разводит руками мама.— Но это не компенсирует всех потребностей ребенка. Главная проблема в том, что у него нет навыков общения с другими детьми. Врач так и сказала: если вас возьмут на курсы, это гарантированные проблемы и вам, и школе.
Играть в песочнице с соседскими ребятишками по два часа в день — это совсем не то же самое, что сидеть на занятиях по полдня. Неумение выстроить общение с одноклассниками может отразиться на отношении ребенка к школе в целом и успеваемости.
— Миша может играть с ребятами, знает общие правила вежливости и тому подобное,— уточнят мама.— Но он не понимает, что другие дети так же значимы, как и он сам. Сын не может долго находиться в компании сверстников: начинает плакать, капризничать.
У родителей еще два года на то, чтобы решить проблему. Попасть в дошкольное учреждение надежды нет, так что Ольга собирается либо искать частный, либо открывать свой, домашний детский сад.
— Попасть в государственный садик возможности никакой нет,— уверена Ольга.— В нашем Новокуркине есть районы, где детсадов вообще нет. Так что в мой домашний сад будет очередь. Вот уж не ожидала такой бизнес завести…
Разница в развитии домоседов и детсадовцев очевидна. Но это не все «подводные» камни. О том, какие проблемы могут ожидать малыша, если ему приходится сидеть дома, рассказала ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, доктор медицинских наук Елена Парцалис:
— Если ребенок не посещает детсад, а сидит в квартире с родственниками, то у него нет возможности приобрести иммунитет. С одной стороны, он не болеет, но с другой — у него нет и защиты. Когда ребенок только начинает посещать образовательные учреждения, в два года или в семь лет, происходит встреча с новыми вирусами. В первое время такие дети болеют от 8 до 12 раз, и адаптационный период растягивается на год, реже на два.
Кроме болезней маленького домоседа подстерегают и другие опасности. Если «домашний» ребенок не приучен соблюдать режим дня, у него будет замедлена адаптация. Сложно будет и привыкнуть к другим детям, к регулярным занятиям, если до этого малыш все время был окружен привычными игрушками и родней.
— Ребенок должен быть обследован детским психологом, чтобы понять, насколько он готов к школе,— поясняет доктор.— Один только врач не может взять на себя такую ответственность, нужно заключение многих специалистов. Но, с другой стороны, почему проблемы с развитием родители заметили только в пять лет?
По словам Елены Парцалис, общение с другими детьми нужно начинать уже в три-четыре года. Тогда к семилетнему возрасту малыш будет готов погрузиться в школьную атмосферу и сесть за парту без лишних сложностей.
— Чтобы не было проблем с социализацией, необходимо посещать детские клубы и кружки,— рекомендует специалист.— Сейчас таких много, в том числе и бесплатных. Это неплохо и для детсадовских ребятишек.
Ксения Конюхова
К сказанному можно добавить многое, но ограничусь одним. Замечательный детский психолог Даниил Эльконин обратил внимание на интересный факт. Дети, не посещавшие садика, порой легко и безлолезненно включаются потом в новую - коллективную школьную жизнь, осваивают ее нормы и, вообще, демонстрируют развитую способность контактировать со взрослыми и сверстниками по самым разным поводам. Эльконин дает этому простое объяснение: функцию партнеров по игре, творчеству, общению, которую выполняют в детском саду сверстники, в семье взяли на себя мамы и папы, бабушки и дедушки. Сегодня ребенку все труднее становится найти таких партнеров в лице взрослых . Но это жизненно важно для него - независимо от того, посещает он дошкольное учреждение или нет.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта