Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » О детских игрушках (социологический анализ Фонда общественного мнения)

О детских игрушках (социологический анализ Фонда общественного мнения)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 616
  • печатать
  •  
    • 0

Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 12-13 июля 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


Судя по данным опроса, две трети взрослых россиян (67%) помнят, какая игрушка была у них в детстве самой любимой. Таковых значительно больше среди молодых респондентов (75%), опрошенных с высшим образованием (80%), жителей Москвы (73%), а также среди женщин (72%). Показателен перечень любимых игрушек – это не просто куклы Кати, Тани и Маши, мягкие игрушки, машинки, военная техника и солдатики. Некоторые воспоминания несут на себе особенно четкий отпечаток времени. Женщины постарше вспоминают пупсиков, ходячих кукол или мечту любой советской девчонки – немецкую куклу («кукла ГДР-овская, которой ни у кого больше не было» «детская немецкая кукла-пупс», «германская кукла»), а вот молодые участницы опроса уже говорят о Барби. Мужские воспоминания о любимых игрушках детства также имеют приметы прошлого («конь деревянный на палке», «броневик», «железный танчик», «оловянные солдатики», «набор кубиков из Риги», «чижики – сами делали»; «игры – лапта»; «машинка “Победа”», «крокодил Гена», «луноход»). Респонденты нередко вспоминают простые и трогательные самодельные игрушки («кукла, сделанная из полотенца льняного»; «деревянная самодельная кукла»; «мама сшила куклу из тряпок, «большой самодельный деревянный автомобиль грузовой – отец сделал»; «самодельный парусный катер», «экскаватор брат сделал из дерева»; «самодельный самокат», «свистулька, сделанная папой из дерева»). Ответы россиян старшего возраста нередко соответствует метафоре «трудное детство – деревянные игрушки» («была война – игрушек особо не было»; «раньше было все деревянное»; «у нас игрушек в деревне не было вообще», «колесо от телеги – гоняли по деревне»).


Чуть более половины респондентов считают, что нынешние игрушки лучше, нежели игрушки времен их детства (57%). Они утверждают, что сегодня выбор шире («каких только нет»; «игрушек много, на любой вкус и цвет» – 26%), игрушки ярче и красочнее («более интересный дизайн»; «внешний вид лучше»; «всем – и красивее, и наряднее» – 21%), они более технологичны («более продвинутые»; «больше выдумки: двигаются, разговаривают, управляются дистанционно» – 9%), больше ориентированы на развитие детей («поучительней»; «развивают больше память»; «сейчас игры рассчитаны на интеллектуальное развитие детей» – 6%).


Однако почти каждый четвертый респондент (27%) убежден в том, что современные игрушки хуже прежних, поскольку сделаны из плохих материалов («в них много разной химии» – 10%), не отличаются высоким качеством («раньше намного качественнее делали»; «страдает качество при большом разнообразии» – 9%), развивают жестокость у детей («агрессивные»; «бездушные», «страшные игрушки, не добрые, злые, монстры» – 3%).


Мы также спросили респондентов, имеющих ребенка или внука в возрасте от 2 до 12 лет, о любимой игрушке последнего. На первый взгляд, эти игрушки мало чем отличаются от любимых игрушек родителей: те же куклы (8%), машинки (7%), мягкие игрушки (6%), велосипеды (3%) и конструкторы (1%). Однако показательно присутствие новых имен (куклы Братс и Бэби-Борн, Человек-паук, Лунтик, Черепашки-ниндзя, Смешарики) и новых видов игрушек и игр: прежде всего – компьютеров и игровых приставок (4%), а также мобильных телефонов (1%), роботов-трансформеров (1%).


В целом более половины респондентов (56%) покупали игрушки в течение последнего года, в том числе 13% – в последнюю неделю. Остальные приобретают их реже, а почти каждый десятый (11%) никогда в жизни не покупал игрушек. Приобретают игрушки россияне прежде всего для своих детей или внуков (56%), реже – в подарок детям и внукам своих знакомых (23%).


Сегодня СМИ нередко пишут о взрослых, играющих в детские игры, – т. н. кидалтах (kid (ребенок) + adult (взрослый). Мы поинтересовались, возникает ли у респондентов иногда желание купить для себя детскую игрушку (мужчин спрашивали о машинках и солдатиках, а женщин – о куклах и мягких игрушках), и если возникает, то поддаются ли они ему. Три четверти опрошенных (75%) заявили, что подобного желания у них в последние годы не было. Лишь 6% респондентов сказали, что покупали для себя детские игрушки (2% мужчин и 9% женщин). Вместе с тем, примерно каждый седьмой респондент (14%) признался, что желание купить детскую игрушку у него возникало, хотя он её и не купил. Среди таковых больше молодых респондентов (20%) и жителей Москвы (27%).


Несмотря на то, что взрослые, покупающие для себя детские игрушки, – это скорее некое исключение из правил, россияне склонны относиться к ним достаточно спокойно. Можно было ожидать, что уж по крайней мере образ мужчины, приобретающего себе солдатиков и машинки, будет восприниматься негативно большинством опрошенных – в силу явного несоответствия стереотипам мужественности. Однако это не так. Более половины респондентов (58%) утверждают, что без удивления и осуждения прореагируют, если узнают, что их знакомая женщина покупает для себя кукол и мягкие игрушки. Аналогичным образом восприняли бы поведение знакомого мужчины, покупающего машинки и солдатиков, 50% респондентов. С удивлением, но без осуждения отнесутся к знакомым женщинам и мужчинам, приобретающим игрушки, 25 и 30% опрошенных соответственно. И лишь 6% участников опроса, когда речь идет о женщинах, и 8% – когда о мужчинах, заявляют, что воспримут такое поведение не только с удивлением, но и с осуждением (еще 1% в первом случае, и 2% – во втором, сказали, что не удивились бы, но осудили бы подобные покупки).


Лариса Паутова


 


1. Игрушки вчерашние и сегодняшние


2. Детские игрушки в жизни взрослых людей


3. Приложение. Таблицы


 


http://bd.fom.ru/


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Детско-взрослый мир ручной работы
25-09-2012
Детско-взрослый мир

Игрушки защищенного детства
01-06-2010
Игрушки защищенного

Британский психолог вычислил формулу идеальной игрушки
28-11-2009
Британский психолог

Информация к разным размышлениям. Россияне хотят, чтобы их дети были врачами и адвокатами
09-02-2009
Информация к разным

Информация к разным размышлениям. Каждая пятая из продаваемых в РФ игрушек опасна для здоровья
20-02-2008
Информация к разным

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (35)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх