Для большинства современных детей образование начинается не со школы, а с детского сада. Институт бабушек постепенно отмирает, родителям надо работать, вот мальчиков и девочек на целый день и оставляют на попечение воспитателей. В Министерстве образования и науки России решили, что такие важные люди достойны своего профессионального конкурса, и стали выбирать лучшего дошкольного педагога страны. Как в этом году пройдет конкурс «Воспитатель года-2011», «Комсомолке» рассказала член его оргкомитета, замначальника отдела общественных связей Общероссийского профсоюза образования Елена Елшина.
ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Как можно сравнить между собой работу воспитателей? Вот к ним запустили детей и оставили до вечера. А потом родители своих чад разбирают. Если все на месте и все целы - значит, воспитатель отработал хорошо. Разве не так?
- Когда-то было так. Но сейчас детский сад не просто «камера хранения». Это учреждение дошкольного образования. Значит, за ребятами надо не только присматривать, но еще учить их и воспитывать. Играть в развивающие игры, проводить всякие мероприятия, учить ребят общаться друг с другом и со взрослыми. Помогать им познать мир, свое место в нем. Научить очень многим полезным вещам. И попутно - подготовить ребят к школе. У одних это получается лучше, у других - хуже. Так мы и выбираем лучшего воспитателя.
- Какой должна быть воспитательница, чтобы она могла стать лучшей в своей профессии?
- Во-первых, она должна быть методически грамотной. Проще говоря, уметь учить. Это совсем не так просто, как кажется. Не случайно все наши финалистки - с высшим педагогическим образованием. Многие учились еще и на психолога, поэтому им проще работать с самыми разными детьми.
Кроме того, для воспитателя очень важны человеческие качества. Чтобы работать в детском саду, они должны быть добрыми, терпеливыми, заботливыми, чуткими, харизматичными. Когда человек только входит в группу, сразу становится понятно, сможет он быть воспитателем или нет. Ведь криком и наказаниями толку не добиться, нужны симпатия и авторитет. Тогда все ребята будут хорошо себя вести и прилежно заниматься.
- В России воспитателей детских садов - десятки тысяч. Как вы из них отбираете лучших?
- Сначала региональные отделения Общероссийского профсоюза образования (он с Минобрнауки организует конкурс) вместе с органами образования проводят отборочные этапы на местах и в регионах. На финал приглашаем по одному победителю из каждого субъекта Федерации. В прошлом году у нас собрались 64 самых сильных педагога дошкольного образования. В этом году, надеюсь, участников будет больше.
Кроме воспитателей, соревнуются еще музыкальные работники и физкультурники. Каждый из них проводит 20-минутное занятие с детьми в настоящем детском саду. Его работу оценивает так называемое «малое жюри». Как прошло занятие? Чему научились дети? Как конкурсант общался с малышами? Все это оценивается в баллах. По результатам первого тура выбирается десятка суперфиналистов. Каждый из них во втором туре представляет презентацию, защищает ее перед «большим жюри» и коллегами. Так и выбираем лучшего.
- А зрители могут прийти посмотреть на выступления участников?
- К сожалению, мы не можем запустить в садики всех желающих. В будущем организуем видеотрансляции. А пока собираем все материалы и рассылаем их по регионам. Чтобы все знали о передовом опыте, который показали наши конкурсантки.
В САДАХ НЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ
- Кто из воспитателей, по-вашему, лучше - опытный педагог или молодой выпускник вуза?
- Тут многое зависит от того, чего хотят родители. Кому-то надо обучение и развивающие игры, а кому-то - спокойное времяпрепровождение в уютной обстановке. Если же судить по конкурсу. Вот, посмотрите, фотографии прошлогодних финалистов. Здесь есть и молодые воспитательницы, и опытные. Я, как мама, предпочитаю педагогов средних лет. Они более уравновешенные, много знают и умеют. Кроме того, они вряд ли вдруг сменят работу. Для родителей ведь что важно: вот отвели они ребенка в 3 года в младшую группу к одной воспитательнице. Они нашли контакт, все хорошо. Так пусть она с ним и работает до самого выпуска. Возрастные педагоги более надежны в этом смысле. Хотя, сами видите, молодых лиц тут тоже немало.
- Да тут можно еще и дополнительный конкурс красоты проводить!
- Запросто! Девушки все очень красивые. Часто у молодых получается такое, что более опытные коллеги только диву даются! Во-первых, начинающие воспитательницы очень много хотят сделать, суметь и преуспеть. У них колоссальная энергия. Во-вторых, они на ты с компьютерами. А ведь сейчас во многих группах есть интерактивные доски, всякое другое цифровое оборудование.
Да и сами ребята обычно очень тянутся к молодым.
- Когда столько девушек борются за одну награду, без интриг не бывает. Конкурсантки соблюдают правила fair play?
- Никто друг другу каблуки не пилил! Вообще у нас очень хорошая дружеская атмосфера всегда получается. Все-таки мы делаем одно дело, оценки ставят только по объективным показателям. Так что повода для интриг мы просто не даем. Кстати, у нас в прошлом году в конкурсе участвовал и один мужчина.
- Мужчина-воспитатель?
- Не совсем - из Иванова к нам приехал физрук. Кстати, в этом году я рассчитываю, что на конкурс приедет больше мужчин. Понятно, что в садиках работают почти сплошь женщины. На самом деле это не очень здорово - многим детям мужского общения не хватает. Поэтому они очень тянутся к педагогам из сильной половины человечества. Кстати, на том конкурсе наш физрук вышел в суперфинал, и его успех был встречен бурным ликованием всех остальных конкурсанток.
- А кто стал победителем?
- Награда отправилась в заполярный Мурманск. Ее увезла с собой Юлия Маляшок. Вот как раз из молодых педагогов.
ЦИФРЫ
В России 45 607 детских садов. В них занимаются 5 105 419 малышей.
В садиках работают почти 1,5 миллиона человек. Следи них:
272 944 человека с высшим профессиональным образованием;
27 372 человека с неоконченным высшим образованием;
587 441 человек работает на педагогических должностях: воспитатели, музыкальные работники, инструкторы по физкультуре, педагоги-дефектологи, логопеды и психологи;
42 833 медсестры следят за здоровьем детей;
12 432 шеф-повара и 81 278 поваров готовят еду для дошкольников.
Дети в детских садах:
61 856 ребят посещают группы круглосуточного пребывания («пятидневки»);
62 165 малышей ходят в специальные группы для часто болеющих детей;
481 919 детей занимаются в смешанных разновозрастных группах;
455 584 детсадовца числятся в компенсирующих группах.
Данные на 1 января 2011 года.
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Юлия Александровна Маляшок, город Мурманск. Воспитатель Центра развития ребенка - детского сада № 123. Победитель конкурса «Воспитатель года-2010».
Решила стать педагогом дошкольного образования еще в старших классах школы. Окончила педагогический вуз и поступила работать в детский сад.
- Мне с самого начала понравилось работать с детьми, но по-настоящему я полюбила эту профессию уже после рождения сына, - вспоминает Юлия Александровна. - Я поняла тогда, что дети - это настоящее чудо жизни.
На конкурсном занятии с детьми Юлия Александровна предложила группе познакомиться с апельсином. Малыши вместе с педагогом отправились в путешествие по сказочной стране, постепенно постигая все новые свойства этого замечательного плода.
- В ходе занятия были использованы такие педагогические приемы, как эксперимент и продуктивный вид деятельности, сенсорика, - отметили члены жюри. - За 20 минут конкурсантка показала широкий диапазон методов и приемов работы с детьми.
МНЕНИЕ
Галина Александрова, воспитательница детского сада № 1989, Москва: «Мы болеем за своих!»
- Я знаю про этот конкурс. В прошлый раз, когда наша сотрудница в нем участвовала, мы так за нее болели! Она могла победить, но, наверное, переволновалась. А в этот раз никого из знакомых там нет, так что слежу за конкурсом без особого интереса. Теперь очень хочу сама пробиться в следующий раз. Я думаю, у меня получится.
Дарья Токарева, Алексей Дуэль
О мужчинах в мировом дошкольном образовании. В одном детском саду древней столицы Японии Киото нас принимали двое солидых джентльменов с профессорской внешностью, в костюмах-тройках, разумеется, при галстуках. Это были директор садика и его заместитель. В Европе и США воспитатели-мужчины - массовое явление, которое ни у кого не вызвает удивления. С чем это связано, догадаться не составит труда. . .
Другие Новости дошкольного образования на сайте.
На развитие сайта