Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Френд-лента: Ольга Меркулова. Знаки и бесовщина (немного философствования)

Френд-лента: Ольга Меркулова. Знаки и бесовщина (немного философствования)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 025
  • печатать
  •  
    • 0


«Девятый вал» дел, которые постоянно надо делать, все никак не уменьшается. Не то что почитать что-то спокойно, продумать, дописать хотя бы одну из начатых статей. даже нормально подготовится к занятиям не получается. Но хотя бы иногда, хотя бы чуть-чуть что-то где-то прочитать, не за компьютером, так хотя бы за мытьем посуды подумать — это та малость, которой лишить себя уж совсем невозможно. И записать — где-нибудь в дороге, когда нет других сильно «горящих» дел, которые можно делать «на коленке» в маршрутке.

Не очень давно бегло проскальзывая по ссылкам, сильно «зацепила» мысль из текста Ильи Раскина (в который забрела по ссылкам из сайта-блога Владимира Кудрявцева): «Нетрудно заметить: форма стоимости, как она описана у Ильенкова, ведет себя ну совершенно на манер нечистой силы: "у нежити своего облика нет, она ходит в личинах"».

Сопоставление, который делает Илья Анатольевич, само по себе нетривиальное и глубокое: суть денег и суть дьявольской нечисти, не говоря уже о собственно основном предмете анализа – «политэкономии сталинизма». Аргументов против такого сопоставления у меня не нашлось. Но поразило при чтении другое — все это можно отнести не только к деньгам, но и к любому почти знаку. Что, в общем-то, и не удивительно, ведь деньги и знаки явления одного порядка — объекты идеальные. Конечно, при понимании идеального как категории философской, а не обыденной, причем, в значении особой стороны реальности (ideelle), а не того лучшего, к чему можно стремиться (Ideal).

Невольно напрашивается дальнейшее обобщение — а не любой ли идеальный объект (деньги, знак, идеология, ритуал), вырванный из реальной жизни, «рискует» попасть в сферу «дьявольского»?

Помните, в сказках и других самых разных сюжетах, если человек вступает в сделку с дьяволом (чертом), фигурирует и факт продажности (продать ему можно только самое ценное, что есть у человека — душу), и акт «знакового опосредствования» - расписка кровью. То есть, одновременно человек в этой ситуации как бы сам становится и деньгами (продавая душу), и знаком (расписываясь кровью).

В размышлениях на эту тему, приходят какие-то аналогии, сопоставления, обрывки. Приведу их не систематизируя.

Л.С. Выготский (подготовка к очередным Чтениям его памяти, посвященным как раз проблеме знакового опосредствования - несомненно, сказалась и на этих размышлениях) не один раз обращает внимание, что для ребенка не все может быть всем — не любой объект может стать знаком другого, его заместителем в игре, а только такой, для которого возможно какое-то непротиворечивое осмысление в контексте игровой ситуации. И именно ребенок по любой почти религии и мифологии дальше всего от «бесов».

Все тот же Выготский ссылается на К. Левина, который отмечал, что взрослый человек, в отличие от ребенка и примитива, способен к образованию любых намерений. А в связи с этим вспоминается фильм «Эксперимент», художественно и наглядно воспроизводящий эксперимент, осуществленный К. Левиным (или кем-то из его учеников — за научную достоверность не ручаюсь, читала об этом в каких-то пересказах) — когда такие «произвольно образованные» намерения по выполнению ролей надсмотрщиков и заключенных стали подчинять себе людей, не имевших ни к тем, ни к другим изначально никакого отношения.

На занятии с первокурсниками. Предмет не просто новый, а новый совершенно и полностью - «Практикум академической компетентности». Разработать нормально не успеваю, несмотря на то, что замыслов и идей много. Придумываю, чем заниматься, по ходу, урывками. Поэтому часто не «веду» студентов за своим планом, а позволяю себе и им свободно развивать размышления и обсуждения «на заданную тему». Сегодня обсуждали работу с текстами: каким может быть чтение, как и что можно читать.

Сравниваем разные тексты — учебные, научные, художественные. Одна студентка говорит, что научный текст читать «через страницу» нельзя, а художественный можно. Другая добавляет — а еще можно пользоваться сокращениями. А что еще остается делать, когда есть программа по литературе, по которой все прочитать нереально? Не знаю, насколько нереально, если на перечитывание несколько раз «зацепившего» «Мастера и Маргариты» время нашлось, а «не зацепившее», например, 4 тома «Войны и мира» - нет.

Из рассказа тех же студентов на другом предмете. Для настроя в начале лекции спрашиваю из того, что обсуждали на лекции предыдущей — что такое информация? За записью лекций я следить патологически не могу (только изредка вспоминаю, что надо бы об этом напомнить -когда замечаю уж совсем откровенно чистые листы), поэтому заглянуть некуда и приходиться думать и вспоминать, в том числе, школу. Одна студентка говорит, что в школе учитель информатики одно время спрашивал определение информации и еще какие-то четыре определения на каждом уроке — кто сколько определений правильно сказал, тому такая и оценка. Пока спрашивал — «от зубов отскакивало», а время прошло — выветрилось все.

Очень существенная часть тех дел, которые захлестывают — очередное приведение в порядок учебно-методических комплексов — кипы документов, которые должны быть по каждому предмету. Официальные требования в отношении того, что там должно быть не очень четкие — но быть должно. А в преддверии комплексной проверки — особенно. По поводу одного УМК вроде бы не беспокоилась — приводила в порядок прошлой весной, когда зачем-то решила представить его на внутривузовский конкурс. За все годы, которые читаю этот курс («Математические методы в психологии») труда в него вложено много, и вроде бы достроен он уже был до какого-то неплохого с моей точки зрения состояния — и задания проработаны, и какие-то материалы, которые нужны студентам в дополнение к учебникам. Но как я и сама потом поняла, участие в конкурсе было делом совершенно бессмысленным — так как оформлены и сгруппированы у меня эти материалы не так, как перечислены в положении, а так, как определяет логика курса и его освоения студентами. А какой же «эксперт» захочет вникать в логику курса и его методического обеспечения? Поэтому оформлять эти самые УМК надо по общему шаблону и ранжиру — «чтобы проверяющим было удобно» (почти дословно так говорили мне коллеги, участвовавшие в организации конкурса).

Все усиливающиеся формальные квалификационные требования на самых разных уровнях — к публикациям при защите диссертаций, к тем же публикациям и участию в конференциях, семинарах и т.п. в системе образования в целом. Якобы под лозунгами повышения качества работ, соответствия занимаемым должностям, повышения квалификации. А получается все «с точностью до наоборот» - при нарастании формальных требований содержательный уровень катастрофически падает.

Знак, информация, тексты. - все это средство общения и обобщения, средства без которых невозможна культура, а значит, невозможен и человек как человек. Так же как и деньги — средство, необходимое для общественного, то есть, собственно человеческого производства.

Средства, которые могут раздуться до самоцели. Вот тогда и начинается «дьявольщина». Формальные «знания», вырванные из контекста их применения для понимания себя и мира; деньги, накапливаемые ради денег; люди, разменивающие свою душу в погоне за симулякрами и призраками; форма, довлеющая над содержанием. – все это явления одного порядка. Их объединяет утрата цели, укорененной в жизни человека, утрата целостности этой самой жизни.

Помните сказку про приключения ученого, которого (как и все другие роли) великолепно сыграл Олег Даль - про тень, которая вдруг решила сделаться важнее своего хозяина? Детали и подробности этой сказки растворились где-то в глубинах памяти, а хорошо помнится только одна ключевая фраза: «Тень, знай свое место!» (а может быть, и не правильно помнится, но искать и пересматривать фильм сейчас уж точно не получится).

Место идеального — быть средством в целостной жизнедеятельности человека и человечества. Но особенность этого средства в том, что оно может замыкаться на себе, образуя какую-то псевдоцелостность, параллельную реальность, паразитирующую на реальности «настоящей».

Бюрократически-политические игры, происходящие вокруг (политической жизнью это не назовешь — слишком далеко от жизни), - яркий пример такого параллелизма. Не знаю, какие отечественные премии в области «пиара» существуют, но, думаю, самой главной национальной наградой должна быть премия имени князя Потемкина. И выдавать бы ее в какой-нибудь «параллельной» валюте. А живым нормальным людям почаще находить в себе силы указывать теням на их место.

Вот такие получились сумбурные и несистематизированные «заметки на полях».


Блог Ольги Меркуловой


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Мистика. Даниил Эльконин.
30-03-2014
Мистика. Даниил

"Почему знак, в противоположность орудию,
Дворкович предлагает отменить стипендии студентам
19-01-2011
Дворкович

Обновление подборки любимых анекдотов Товиевича
06-07-2010
Обновление подборки

Школа должна учить детй защищатья от маньяков
20-04-2009
Школа должна учить

Цитата недели
11-01-2009
Цитата недели

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (16)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх