Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Почему наши дети умеют лишь пропущенные буквы вставлять

Почему наши дети умеют лишь пропущенные буквы вставлять

  • Закладки: 
  • Просмотров: 988
  • печатать
  •  
    • 0

http://www.bk55.ru/img_article/bk_img_prg_31172.jpeg


26.10.2011


В советский период по показателям человеческого потенциала наша страна была среди мировых лидеров. Сейчас мы 65-е. В сфере образования СССР занимал места в тройке лучших, теперь Россия – на 53-м месте. О причинах падения размышляет заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, президент общества «Знание» России Олег СМОЛИН.


– Олег Николаевич, есть крайние точки зрения: первая – надо вернуться к старой, советской системе и вторая – проводить реформу ещё решительнее. Истина, как водится, посередине?


– Как-то бывший министр образования В. Филиппов назвал меня главным реформатором среди консерваторов и главным консерватором среди реформаторов. Хвалил тем самым или ругал – не знаю. Но я убеждён: залог успеха – в сочетании лучших отечественных традиций с новейшими технологиями. К сожалению, пока у нас этого нет.


Во-первых, образование – это всё-таки не часть сферы услуг, а социальное служение, один из главных элементов общественного воспроизводства – воспроизводства самого человека. А он ведь и есть высшая ценность. Затраты на обучение должны рассматриваться не как бремя государственного бюджета, а как его приоритет.


Основная цель образования – не формирование квалифицированного потребителя (как заявлял Андрей Фурсенко на «Селигере»), а многостороннее развитие способностей человека. Ориентироваться нужно не столько на прагматические задачи (функциональная грамотность, успех и личная выгода), сколько на фундаментальные знания и ценности (образование ради культуры). Убеждён: для настоящего успеха в деле модернизации общества, развития человеческого потенциала и национальной безопасности необходимо не элитарное (для богатых и управляющих), а эгалитарное образование – для всех.


Современная российская образовательная политика переживает системный кризис. По данным Общественной палаты РФ, финансирование образования составляет половину от минимальной потребности. Не очень понятно, сколько детей вообще учится в школе. Представители Генпрокуратуры называют цифру 2 миллиона. По данным Росстата, в разных регионах финансирование в расчёте на одного ученика различается более чем в 10 раз, а заработная плата учителей колеблется от 5–7 до 30–40 тысяч рублей.


Конечно же, вернуться к прежней советской системе образования невозможно, но взять из неё всё самое лучшее было бы правильно. Хотя бы потому, что налицо, по сути, катастрофические результаты: чем больше так называемых реформ, тем хуже образование, тем ниже уровень культуры и морали в обществе. Россия занимает 1-е или 2-е место в мире по уровню предумышленных убийств, числу курящих детей и подростков, смертности от самоубийств среди подростков, числу сирот, количеству абортов и материнской смертности, по объёму потребления героина и спиртосодержащей продукции, объёмам торговли людьми и производства порнофильмов.


Наше движение «Образование – для всех» подготовило проект федерального закона «О народном образовании», смысл которого в формуле: отечественные традиции плюс новейшие технологии плюс лучшее из зарубежного опыта. Текст проекта размещён на сайте www.smolin.ru. Там же находится сравнительная таблица из 76 пунктов, сопоставляющая основные положения этого проекта и проекта Минобрнауки. Скоро оба будут рассматриваться в Госдуме.


– Иногда кажется невероятным, что в Министерстве образования и науки не видят очевидных глупостей. Но ведомство действует по принципу: собака лает, караван идёт. Чем это можно объяснить?


– Отмечу объективность субъективного фактора: уже много лет Андрей Фурсенко имеет самый низкий рейтинг среди членов правительства. Это единственный за 300 лет министр образования, которого освистали академики Академии наук РФ…


С апреля по июнь 2011 года по линии Минобрнауки или с его участием разразились три больших скандала. Сначала стали призывать в армию аспирантов, чего никогда не было. Произошло это потому, что по недавнему закону право на отсрочку имеют только те, кто учится в аккредитованной аспирантуре, а Минобрнауки вовремя не утвердило гостребования, которые бы позволяли эту аспирантуру аккредитовать.


Следующий скандал был связан с Приказом № 86, которым в мае предлагалось изменить перечень ЕГЭ, необходимых для поступления в вузы. Тут уж не только мне и моим коллегам пришлось требовать вызова министра в Госдуму. Сам президент провёл с ним воспитательную работу, обвинив в том, что он «поставил на дыбы всю страну».


Наконец, неутихающие скандалы вокруг ЕГЭ. В день сдачи экзамена по математике около четверти всех выпускников зашли на специальные сайты, рекламируемые в социальных сетях, и, судя по всему, «сдули» готовые ответы. Однако это не помешало министру утверждать, что ЕГЭ даёт наиболее объективные результаты среди всех известных экзаменационных процедур. Помилуйте!


В любой из цивилизованных стран даже одного из скандалов хватило бы для отставки министра. Но наша демократия – сугубо «суверенная». Поэтому даже после заявления президента (уже по другому поводу): «Может, министра образования уволить или ещё кого-нибудь?» – не последовало ровным счётом ничего. Пока бал правит одна политическая сила, а остальные игнорируются, изменений ждать не приходится. Впрочем, надежду оставляет формула маркиза Лафайета: каждый народ становится свободным, как только он действительно того пожелает.


– Давайте коснёмся вопросов внедрения новых стандартов образования. Они якобы появились в ответ на пожелания самого общества, граждан нашей страны.


– Как известно, у нас во все времена всё делается «по просьбам трудящихся». Только каковы они на самом деле? Приведу результаты опроса ВЦИОМ, проведённого в феврале. «Безусловно отрицательно» к идее введения нового стандарта относятся 31% россиян, 20% – «скорее отрицательно». Лишь 5% россиян «безусловно положительно» оценивают работу Министерства образования в этом направлении, 61% граждан хотели бы сохранить действующую систему, когда все старшеклассники на базовом уровне осваивают основные предметы. Без лишних слов ясно: мнения подавляющего большинства реформаторы не слышат.


– Наше издание, конечно же, особо волнуют вопросы преподавания русского языка и литературы. Говорят, что учащиеся, «натасканные» на сдачу ЕГЭ, стали лучше знать правила русского языка. Почему же они совершенно не умеют их применять, почему выражают свои мысли так примитивно?


– Объясняю именно характером самого ЕГЭ. Убеждён: обыкновенный диктант гораздо лучше выявляет грамотность, изложение – навыки письменной речи, а сочинение – способности к суждению и самостоятельному мышлению. Как уже не раз доказали талантливые учителя литературы и вузовские преподаватели, система подсчитывания баллов ЕГЭ такова, что можно успешно его сдать, будучи едва ли не абсолютно безграмотным. Дети, лишь вставлявшие буквы в пробелы, перестают видеть даже границы слов. Типичная ошибка в диктантах студентов МГУ такова: «нез наю»!


С литературой ещё хуже. Когда-то пушкинский Сальери заявлял: «Музыку я разъял, как труп». Теперь тестоподобные задания то же самое делают с литературой. Старшеклассники мало читают, почти не учат стихов. Моя любимая школьная учительница говорила: литература – это не учебный предмет, а воспитание души. ЕГЭ превращает литературу в умерщвление души. Подготовленный нами проект федерального закона «О народном образовании» требует, чтобы тестоподобный ЕГЭ по литературе, обществознанию и истории был раз и навсегда отменён.


В своё время выдающийся учёный, академик Раушенбах тревожился: не дай бог, найдётся недоучка, который попытается переделать российско-советскую систему образования по западным лекалам. При этом он, конечно, понимал, что в опыте других стран есть немало полезного.


Однако, видимо, предвидел: позаимствуют из этого опыта почти исключительно его худшие стороны.


Нигде в мире подушевое финансирование школ не используется в качестве единственного принципа. Британцы попробовали – получили резкий рост неравенства. Российские власти из чужого опыта ничего не почерпнули и наступают на те же грабли. Жаль только, что грабли бьют по лбу не власть, а народ. По официальным данным, с 1995 по 2011 год в стране закрыто 20 300 школ. В большинстве своём – сельских.


Везде, да и у нас – от Петра I до начала ХХI века – образование налогов не платит или почти не платит. В нынешней России некоммерческие образовательные учреждения платят налоги почти наравне с коммерческими организациями. Обучение, несмотря на декларации официальных лиц, становится всё дороже.


В развитых странах педагоги получают заработную плату выше средней по стране. Например, в США два года назад – выше почти на 30%. В России зарплата учителя недотягивает до двух третей от её уровня в промышленности. Во всём мире доступ к образованию расширяют, в России предлагают резко сократить количество вузов, уменьшают бюджетный набор студентов и пытаются ликвидировать систему начального профессионального обучения. С такой позицией в ХХI веке делать нечего.


Лет 15 назад в одной зарубежной командировке меня спросили, как я представляю себе идеальную систему образования. Тогда я ответил: государственное финансирование – как в Германии; налоговая политика и общественное участие – как в США; современные технологии – как в Южной Корее; остальное – как в России. Теперь вынужден поправить самого себя: остальное – как было в СССР и России…


– И всё-таки знаете ли вы, куда приведут сегодняшние реформы?


– Проще всего было бы сказать: в пропасть. Но я считаю, что паника – последнее, чему надо поддаваться. «Нез наю», но мне кажется, что поезд ещё не ушёл.


Беседу вёл Владимир СУХОМЛИНОВ


Опубликовано: Литературная газета. 2011. № 42


www.lgz.ru


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Олег Смолин: Отменить образование по принципу элитарности!
08-01-2014
Олег Смолин:

«России нужна новая образовательная политика». 17 сентября в Москве прошел Второй конгресс образовательного сообщества
19-09-2011
«России нужна новая

Олег Смолин. Акция «OFF»
30-06-2011
Олег Смолин. Акция

Олег Смолин. «Образованцы»: все – на «фронт»?
14-06-2011
Олег Смолин.

Бюджет образования 2011-2013: имитация роста
11-01-2011
Бюджет образования

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх