10-12 октября 2011 г. в г. Набережные Челны прошла Международная конференция «Школа В.В.Давыдова: Преемственность дошкольной и начальной школьной ступеней в системе развивающего образования».
Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования не нова, но по-прежнему актуальна, а сегодня еще и весьма остра. Острота вызвана необходимостью придания дошкольному образованию собственно образовательного статуса, в идеале – его включения в систему общего образования, как это уже давно сделано в ряде развитых стран мира. По всей видимости, это ожидает и Россию.
На переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития, при сохранении общего для обоих возрастов вектора развития. Как создать условия для этого переход в рамках образовательной системы? Идти привычным путем - как можно раньше начать готовить ребенка к школьному обучению, превратив детский сад в «маленькую школу»? О тупиковости и опасности этого пути предупреждал около 80 лет назад Л.С.Выготский, а до него, в 19 в. основоположник европейской системы дошкольного образования Ф.Фребель. Этот путь проложен через выстраивание административных связей образовательных учреждений (ДОУ и школы) и координацию образовательных программ по предметно-тематическому принципу. На нем исповедуется принцип «игры в одни ворота»: детский сад адаптируется к требованиям школьного обучения.
Но есть и другой путь – когда дошкольное и начальное образование превращаются в единый развивающийся мир. Приобретая развивающий характер. Когда игра, содержательное («деловое») общение, художественное творчество ребенка подводят его к порогу школы намного ближе и безболезненнее, чем псевдоурочные занятия по математике, «языку», ознакомлению с окружающим… А одним из результатов его личностного роста становится полноценная школьная готовность.
Именно эта перспектива и обсуждалась на конференции.
Председатель конференции В.Т.Кудрявцев, завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ.
Е.Е.Кравцова, директор ИП психологии им. Л.С.Выготского РГГУ.
Начальник научно-исследовательского сектора Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов (бывш. НГПИ) О.К.Репина, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Т.В.Волосовец и Е.Е.Кравцова.
Перед открытием конференции 10 октября состоялась встреча ректора НИСПТ Ф.З.Мустафиной, Т.В.Волосовец, Е.Е.Кравцовой и В.Т.Кудрявцева с мэром г. Набережные Челны В.Г.Шайхразиевым. Василь Гаязович поразил гостей своим разносторонним владением вопросами образования в городе, неподдельной и глубокой заинтересованностью в их решении, подробно рассказал об инновационных шагах, которые делаются в этом направлении. На встрече было принято намерение заключить договор между Администрацией (Мэрией) г. Набережные Челны с РГГУ и ИППД РАО на предмет создания многоступенчатой системы развивающего образования на базе муниципальных образовательных учреждений. Такая система призвана объединить учреждения дошкольного, общего, в том числе, инклюзивного, профессионального, дополнительного профессионального образования и др. с опорой на единые теоретические принципы, преемственное образовательное содержание и технологии.
Методист издательства "Вентана-Граф" Т.Н.Ерофеева презентирует развивающий образовательный проект "Тропинки".
В.Т.Кудрявцев и Е.Е.Кравцова.
Методист издательства "Вентана-Граф" Т.В.Савельева.
На развитие сайта