Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. День первый (14.11)

Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. День первый (14.11)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 822
  • печатать
  •  
    • 0

 


 Итак, после общих впечатлений продолжаю рассказ о Чтениях уже в хронологии.

Первые аккорды Чтений традиционно задаются живой музыкой. На этот раз выступал вокальный ансамбль «Батерфляй».


Выступление включало песни на разных языках. Моя музыкально-языковая «дремучесть» не позволила мне проверить мелькнувшее предположение, что репертуар перекликался с географией участников конференции.


Впрочем, независимо от верности этого предположения, музыкальное открытие всегда задает особый настрой «на волну» чтений. Усилением этой волны стал фрагмент фильма о Льве Семеновиче Выготском. Елена Евгеньевна Кравцова — не только директор Института психологии им. Л.С. Выготского, но и его внучка — представляя фрагмент, сказала, что работа над фильмом еще продолжается. Что ж, год пролетает быстро — и можно надеяться, что на следующих Чтениях мы увидим фильм целиком.


Приветственное выступление Александра Григорьевича Асмолова поразило широтой хвата направлений современной зарубежной психологии, которые он сопоставлял с культурно-деятельностной теорией. Термин «культурно-деятельная теория» явно (судя по последующим выступлениям) был принят с некоторой настороженностью. Однако, в общем контексте задач интеграции в мировое сообщество, может быть, и такой, не самый корректный с методологической точки зрения, термин, использованный в названии ISKAR (International Society for Cultural and Activity Research – Международное общество культурно-деятельностных исследований) может быть оправдан. Оптимизм Александра Григорьевича в отношении перестройки отечественного образования на культурно-деятельностных основаниях тоже был не слишком разделен многими участниками, которые выступали на следующих заседаниях.


Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. День первый (14.11) 
С некоторыми другими приветствиями участникам конференции можно познакомиться здесь. «Внеплановым» было и  приветствие одного из формально-организационных лидеров отечественной психологии — декана факультета психологии МГУ, председателя РПО Ю.П. Зинченко.



Юрий Петрович пришел не с пустыми руками, а вручил что-то благодарственное Елене Евгеньевне Кравцовой.



Часть последующих докладов я пропустила, решая некоторые организационные дела. Яков Львович Коломинский свое выступление начал с размышлений о государственной разделенности и содержательном единстве психологии на постсоветском пространстве, и в частности, в России и Белоруссии, для которых Лев Семенович Выготский одинаково «свой».


 
По некоторым фрагментам доклада Joaquim Maria Quintino Aires, которые я успела заметить, мне показалось, что он во многом перекликался с докладом, сделанным на Чтениях прошлого года. А вот коллега сожалела, что в этом году доклады шли без перевода.


Заключительный на пленарном заседании первого дня доклад Элины Ламперт-Шепель из США показался мне, как обычно, интересным (до этого я уже слышала выступления Элины на чтениях памяти Выготского в 2009 году и на юбилейной конференции памяти В.В. Давыдова в 2010 году). В докладе были представлены некоторые результаты исследования средств рефлексии, используемых российскими и американскими учителями. Проблема знаково-символических средств рефлексии близка мне, и доклад дал повод задуматься над ней еще раз, и обращать при этом больше внимания не только на знаковые (в узком смысле) средства – схемы, вербальный анализ и т.п., но и образные – в частности, метафору.



После пленарного заседания и обеда в программе было выделено время для неформального общения участников. Вполне допускаю, что такой временной “буфер” был оправдан, если организаторы опасались, что пленарное заседание затянется. Возможны и другие причины, по которым следующее программное мероприятие – лекцию Геннадия Григорьевича Кравцова – нужно было поставить на более позднее время.


Насколько сложно составить программу крупной конференции, я знаю не понаслышке – сами делали это не далее, как в сентябре. Тем не менее, опыт с выделением времени на неформальное общение в первый день конференции мне показался не самым удачным. Возможно, ближе к концу работы, после секций, такой формат и был бы уместен – для обсуждения вопросов, которые возникли во время секционных заседаний. Ведь на неформальное общение с уже знакомыми коллегами время все равно находится, а содержательных поводов для новых знакомств в первый день было еще слишком мало.


Останавливаюсь на этом, наверное, еще и потому, что было жаль сначала коротать время в ожидании лекции, а после нее уже не иметь сил и того же времени (с учетом, что хотелось не слишком поздно приехать в гостиницу и иметь возможность хоть немного подготовится к своему выступлению) остаться на последнее мероприятие – круглый стол по образовательной проблематике.


Теперь о самой лекции. Некоторые идеи, о которых говорил Геннадий Григорьевич, уже были мне известны из его публикаций. Например, проблема обобщения, заложенного в орудии (отсыл к положению А.Н. Леонтьева: “И топор обобщает”), вопрос о том, можно ли считать действия, направленные на достижение одной цели, но разными способами и через разную систему операций, одинаковыми, и др. В одной работ Г.Г. Кравцова, на которую я ссылалась в своих тезисах, была продуктивная, на мой взгляд, линия рассуждений о внутренней структуре орудия и знака. Материальное орудие имеет рабочую поверхность и рукоятку – и об этом на лекции речь немного шла. Но дальнейший поиск аналогии “рабочей поверхности” и “рукоятки” знака как психологического средства, который был намечен в статье, в лекции, увы, не прозвучал. А именно этого я больше всего ждала от лекции, в надежде найти новые «точки опоры» для своего выступления.




Рассказ о следующих днях в стадии доработки.


Блог Ольги Меркуловой


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Френд-лента: Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. День второй (15.11)
01-12-2011
Френд-лента: Ольга

Френд-лента: Ольга Меркулова. Международные чтения памяти Л.С.Выготского. Общие впечатления
30-11-2011
Френд-лента: Ольга

XI Международные чтения памяти Л.С. Выготского «”Зона ближайшего развития” в теоретической и практической психологии» и 15-летие Института психологии им. Л.С. Выготского
23-11-2010
XI Международные

Лекции Международной кафедры культурно-исторической психологии МГППУ
24-02-2007
Лекции

Вас приветствует Российское отделение ISCAR
Культурно-историческая психололгия на рубеже веков (VI Чтения памяти Л.С.Выготского)
07-11-2005
Культурно-историческ

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (35)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх