В современном мире трудно себе представить ребенка, который не смотрел бы мультики… И для родителей, которые более-менее задумываются о воспитании детей, конечно, не праздным является вопрос о том, какие мультфильмы, в каком возрасте, как и сколько показывать. Тем более, что если в нашем детстве вопрос этот регулировался исключительно на уровне составления сетки телевещания, то сейчас выбор медиа-ресурсов практически неисчерпаем. Конечно, задумывалась и задумываюсь об этом и я.
Написать хотя бы небольшой пост о мультиках (хотела небольшой, а получилось.) меня подтолкнули два обстоятельства. Первое – ссылка на пост в ЖЖ, которую прислала мне подруга . Второе – поиск новых мульт-медийных ресурсов для своего любимого Чада, заняться которым я уже давно собираюсь.
Сначала немного о том, как это сложилось у нас. Телевизора у нас дома нет «как класса». При остром желании и наличии временного ресурса посмотреть что-нибудь, пользуемся Интернетом (раньше был TV-тюнер, но потом перешли либо на вещание, предоставляемое провайдером, либо на on-line собственно через Инет). Поэтому соблазнов в виде работающего «ящика» у ребенка просто не было. Специально вводить просмотр мультиков мы не торопились. Во-первых, я не видела в этом необходимости до того, как ребенок сможет осмысленно воспринимать увиденное. Во-вторых, в полгода у нас что-то подозрительное находила окулист, после чего мы более-менее регулярно ходили на осмотры – позже подозрения не подтвердились, проблем со зрением не находили, но окулист, естественно, рекомендует мультиками и прочими «экранными» штуками не увлекаться, и тратить на них не больше получаса в день.
В каком возрасте мы начали смотреть мультики, у меня в дневниках оказалось не отражено, а память тем более подводит. В дневнике отмечено только, что в декабре 2008 года, то есть примерно в 2 года 2 месяца пару мультиков про Чебурашку и Гену уже показывали. К лету 2009, то есть примерно к 2 годам и 9-10 месяцам уже смотрели «Дюймовочку» и еще что-то – особенно это помогало в дороге во время летнего отдыха (хотя, коммуникатор, возможно, даже хуже компьютера в отношении нагрузки на глаза, но занять ребенка в самолете или поезде – акция далеко не ежедневная).
Примерно с того времени установилось правило «полчаса в день», которое мы стараемся соблюдать и до сих пор. Репертуар, который мы отсмотрели за это время, составляют, в основном, советские мультфильмы – Чебурашка, Буратино, Дюймовочка, Снежная королева, Чипполино, Леопольд, Карлсон, Врунгель, Простоквашино, Тайна третьей планеты, Ну-погоди… Из современных сериалов – Смешарики, которые не нравятся папе, и поэтому когда Ярослав собирается посмотреть именно их, включить просит сразу меня: «Папа это все равно не включит».
По мере возможности всегда стараемся не просто поставить мультик и предоставить ребенка самому себе, а обсудить. Конечно, есть большой соблазн поставить мультик и использовать это время для своих дел. В принципе, если мультик известен мне самой, то обсудить его можно и потом, совмещая это с вечными кухонными делами… А если подзабылся или раньше не видела, можно разок и посмотреть – ведь ребенок-то одним разом обычно не ограничивается, и на повторном просмотре уже можно заниматься своими делами.
Если есть мультик и книжка, стараюсь проводить параллели, сравнивая события, героев. Вот сейчас, например, читаем перед сном «Приключения капитана Врунгеля», а мультик до этого уже раза 3-4 смотрели. Сюжет мультсериала и книги несколько различаются, но когда встречаются какие-то ситуации, которые были в мультике, я специально на это обращаю внимание: «А помнишь, как это в мультике было…».
Вот так мы смотрели как-то "Умку" - в обнимку с Умкой игрушечным (а так - Карлсона).
В отношении текста про просмотр мультиков, ссылку на который прислала подруга (автора зовут, видимо Марина Озерова), я категорически не могу согласиться с тем, что нет разницы в отношении просмотра мультфильмов в раннем и дошкольном детстве («мы сейчас разбираем раннее детство, но все, сказанное ниже, относится целиком к дошкольному периоду, когда мышление полностью зависит от работы кинестетического канала»). Разница огромна, так как в дошкольном детстве ребенок уже овладел речью, что дает возможность понимания, в том числе, и мультфильмов, и в то же время развивается воображение, для которого умеренный просмотр хороших мультфильмов – далеко не самый лишний «материал».
Спорить с автором, который мыслит в категориях НЛП, смысла особого, конечно, нет… Но, судя по комментам, текст ведь произвел впечатление «научно обоснованного». Если почитать комменты и ответы автора на них, то «научность» все усиливается… Например, такой мини-диалог:
Конечное, серое вещество, тоже условие необходимое. Но анализ идет скорее все-таки в игре, чем в сером веществе – так как именно игра является одним из основных средств освоения мира ребенком.
Вернусь к теме развития воображения. Сам по себе символический мир мультфильма – одно из тех многообразных культурных средств, «вращивание» которых и создает наш собственный «внутренний мир». Чем младше ребенок, тем труднее ему понять книгу, не опираясь на иллюстрацию. Конечно, мультфильм – это больше, чем ожившие картинки и озвученный текст. С одной стороны, мультфильм, как и художественный фильм, более конкретен, чем книга, оставляет меньше пространства для работы собственного воображения читателя (или слушателя). Но с другой, - он и богаче переплетением и дополнение различных «кодов» - текста, изображения, звука.
Хороший мультфильм – это всегда произведение искусства, в котором выражено развитое, впитавшее в себя многообразие культурного опыта, воображение его авторов. Они так представили себе героев, так увидели их не в реальности, а в возможности, в воображении – и предложили юным (и не только юным) зрителям, «подсмотреть» образы своего воображения… Главное, нам взрослым, не забывать «фильтровать», что мы даем своим детям в качестве таких подсказок для развития воображения.
Еще хочу обратить внимание на два мультфильма, в которых, как мне кажется, заложены особенно «сильные» подсказки для воображения. Это «Малыш и Карлсон» и «Мой друг зонтик». В них показана «работа воображения» - когда машины вдруг превращаются в гигантских животных, а потом обратно в машины, когда играющие в «поезд» персонажи мультфильма превращаются в поезд и вагоны, и вновь становятся самими собой.
В общем, мультфильмы – это здорово! Но, когда они хорошие, в меру, и не заменяют, а дополняют все остальное, что должно быть у ребенка, включая полноценное общение с родителями.
И последний аргумент в пользу просмотра мультиков - уже от самого Ярослава. Как-то не очень давно отсмотрел он свои "законные" полчаса и стал просить еще. Я не поддаюсь, и начинается примерно такой диалог:
- Вот ты совсем о ребенке не беспокоишься!
- Как же это я не беспокоюсь? Как раз потому что беспокоюсь, и не разрешаю - чтобы глазки потом не болели.
- О глазах беспокоишься, а об уме? Для ума-то надо мультики смотреть!
За дословную запись не ручаюсь, но смысл был именно такой. И что тут скажешь?
Ну а теперь, собственно проблемная часть моего поста. Мультиков про «Черепашек Ниндзя» мы пока не показывали, но сами эти герои уже завладели помыслами ребенка – в сад кто-то принес книжку про этих самых Черепашек, и им там читают; приносят игрушки; какой-то из героев был среди персонажей спектакля ростовых кукол, на который водила бабушка и т.п. Недавно сестра отдала карнавальный костюм Черепашки Ниндзя, Ярослав в него несколько дней наряжался и заказал Деду Морозу, кроме прочего, зеленые носки для этого костюма…
На фоне всего этого увлечения, я подумала, может, и мультики про них начать показывать? Полезла искать – на паре сайтов нашла просмотр он-лайн, качество плохое. Скачивать? Хорошо бы знать, где серии более подходящие для 5-летнего ребенка (несколько сезонов сериала, полнометражный мультфильм, а я ничего из этого не смотрела…) и нормальное качество. А может быть, и вообще не стоит? В общем, если у кого-то есть соображения по поводу мультфильмов про Черепашек Ниндзя или полезные ссылки – буду всем признательна.
На развитие сайта