Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Френд-лента: Ольга Меркулова. Мы и наши мультики

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 015
  •  
    • 0

В современном мире трудно себе представить ребенка, который не смотрел бы мультики… И для родителей, которые более-менее задумываются о воспитании детей, конечно, не праздным является вопрос о том, какие мультфильмы, в каком возрасте, как и сколько показывать. Тем более, что если в нашем детстве вопрос этот регулировался исключительно на уровне составления сетки телевещания, то сейчас выбор медиа-ресурсов практически неисчерпаем. Конечно, задумывалась и задумываюсь об этом и я.

Написать хотя бы небольшой пост о мультиках (хотела небольшой, а получилось.) меня подтолкнули два обстоятельства. Первое – ссылка на пост в ЖЖ, которую прислала мне подруга . Второе – поиск новых мульт-медийных ресурсов для своего любимого Чада, заняться которым я уже давно собираюсь.

Сначала немного о том, как это сложилось у нас. Телевизора у нас дома нет «как класса». При остром желании и наличии временного ресурса посмотреть что-нибудь, пользуемся Интернетом (раньше был TV-тюнер, но потом перешли либо на вещание, предоставляемое провайдером, либо на on-line собственно через Инет). Поэтому соблазнов в виде работающего «ящика» у ребенка просто не было. Специально вводить просмотр мультиков мы не торопились. Во-первых, я не видела в этом необходимости до того, как ребенок сможет осмысленно воспринимать увиденное. Во-вторых, в полгода у нас что-то подозрительное находила окулист, после чего мы более-менее регулярно ходили на осмотры – позже подозрения не подтвердились, проблем со зрением не находили, но окулист, естественно, рекомендует мультиками и прочими «экранными» штуками не увлекаться, и тратить на них не больше получаса в день.

В каком возрасте мы начали смотреть мультики, у меня в дневниках оказалось не отражено, а память тем более подводит. В дневнике отмечено только, что в декабре 2008 года, то есть примерно в 2 года 2 месяца пару мультиков про Чебурашку и Гену уже показывали. К лету 2009, то есть примерно к 2 годам и 9-10 месяцам уже смотрели «Дюймовочку» и еще что-то – особенно это помогало в дороге во время летнего отдыха (хотя, коммуникатор, возможно, даже хуже компьютера в отношении нагрузки на глаза, но занять ребенка в самолете или поезде – акция далеко не ежедневная).

Френд-лента: Ольга Меркулова. Мы и наши мультики

Примерно с того времени установилось правило «полчаса в день», которое мы стараемся соблюдать и до сих пор. Репертуар, который мы отсмотрели за это время, составляют, в основном, советские мультфильмы – Чебурашка, Буратино, Дюймовочка, Снежная королева, Чипполино, Леопольд, Карлсон, Врунгель, Простоквашино, Тайна третьей планеты, Ну-погоди… Из современных сериалов – Смешарики, которые не нравятся папе, и поэтому когда Ярослав собирается посмотреть именно их, включить просит сразу меня: «Папа это все равно не включит».

По мере возможности всегда стараемся не просто поставить мультик и предоставить ребенка самому себе, а обсудить. Конечно, есть большой соблазн поставить мультик и использовать это время для своих дел. В принципе, если мультик известен мне самой, то обсудить его можно и потом, совмещая это с вечными кухонными делами… А если подзабылся или раньше не видела, можно разок и посмотреть – ведь ребенок-то одним разом обычно не ограничивается, и на повторном просмотре уже можно заниматься своими делами.

Если есть мультик и книжка, стараюсь проводить параллели, сравнивая события, героев. Вот сейчас, например, читаем перед сном «Приключения капитана Врунгеля», а мультик до этого уже раза 3-4 смотрели. Сюжет мультсериала и книги несколько различаются, но когда встречаются какие-то ситуации, которые были в мультике, я специально на это обращаю внимание: «А помнишь, как это в мультике было…».

Вот так мы смотрели как-то "Умку" - в обнимку с Умкой игрушечным (а так - Карлсона).


В отношении текста про просмотр мультиков, ссылку на который прислала подруга (автора зовут, видимо Марина Озерова), я категорически не могу согласиться с тем, что нет разницы в отношении просмотра мультфильмов в раннем и дошкольном детстве («мы сейчас разбираем раннее детство, но все, сказанное ниже, относится целиком к дошкольному периоду, когда мышление полностью зависит от работы кинестетического канала»). Разница огромна, так как в дошкольном детстве ребенок уже овладел речью, что дает возможность понимания, в том числе, и мультфильмов, и в то же время развивается воображение, для которого умеренный просмотр хороших мультфильмов – далеко не самый лишний «материал».

Спорить с автором, который мыслит в категориях НЛП, смысла особого, конечно, нет… Но, судя по комментам, текст ведь произвел впечатление «научно обоснованного». Если почитать комменты и ответы автора на них, то «научность» все усиливается… Например, такой мини-диалог:

  • Комментатор: скажите, пожалуйста, а игра детей в сюжеты мультиков является попыткой проанализировать увиденное? у меня сын мультики не смотрит, вообще их боится, а вот у друзей девочка смотрит и постоянно предлагает сыну в них "поиграть".

  • Автор: ребенок проигрывает любую увиденную ситуацию (в идеале. есть дети, которые уже не играют в мультики, они просто смотрят).
    анализ идет на другом уровне, в сером веществе :), а не в игре :)


Конечное, серое вещество, тоже условие необходимое. Но анализ идет скорее все-таки в игре, чем в сером веществе – так как именно игра является одним из основных средств освоения мира ребенком.
Вернусь к теме развития воображения. Сам по себе символический мир мультфильма – одно из тех многообразных культурных средств, «вращивание» которых и создает наш собственный «внутренний мир». Чем младше ребенок, тем труднее ему понять книгу, не опираясь на иллюстрацию. Конечно, мультфильм – это больше, чем ожившие картинки и озвученный текст. С одной стороны, мультфильм, как и художественный фильм, более конкретен, чем книга, оставляет меньше пространства для работы собственного воображения читателя (или слушателя). Но с другой, - он и богаче переплетением и дополнение различных «кодов» - текста, изображения, звука.

Хороший мультфильм – это всегда произведение искусства, в котором выражено развитое, впитавшее в себя многообразие культурного опыта, воображение его авторов. Они так представили себе героев, так увидели их не в реальности, а в возможности, в воображении – и предложили юным (и не только юным) зрителям, «подсмотреть» образы своего воображения… Главное, нам взрослым, не забывать «фильтровать», что мы даем своим детям в качестве таких подсказок для развития воображения.

Еще хочу обратить внимание на два мультфильма, в которых, как мне кажется, заложены особенно «сильные» подсказки для воображения. Это «Малыш и Карлсон» и «Мой друг зонтик». В них показана «работа воображения» - когда машины вдруг превращаются в гигантских животных, а потом обратно в машины, когда играющие в «поезд» персонажи мультфильма превращаются в поезд и вагоны, и вновь становятся самими собой.

В общем, мультфильмы – это здорово! Но, когда они хорошие, в меру, и не заменяют, а дополняют все остальное, что должно быть у ребенка, включая полноценное общение с родителями.

И последний аргумент в пользу просмотра мультиков - уже от самого Ярослава. Как-то не очень давно отсмотрел он свои "законные" полчаса и стал просить еще. Я не поддаюсь, и начинается примерно такой диалог:
- Вот ты совсем о ребенке не беспокоишься!
- Как же это я не беспокоюсь? Как раз потому что беспокоюсь, и не разрешаю - чтобы глазки потом не болели.
- О глазах беспокоишься, а об уме? Для ума-то надо мультики смотреть!

За дословную запись не ручаюсь, но смысл был именно такой. И что тут скажешь?

Ну а теперь, собственно проблемная часть моего поста. Мультиков про «Черепашек Ниндзя» мы пока не показывали, но сами эти герои уже завладели помыслами ребенка – в сад кто-то принес книжку про этих самых Черепашек, и им там читают; приносят игрушки; какой-то из героев был среди персонажей спектакля ростовых кукол, на который водила бабушка и т.п. Недавно сестра отдала карнавальный костюм Черепашки Ниндзя, Ярослав в него несколько дней наряжался и заказал Деду Морозу, кроме прочего, зеленые носки для этого костюма…

На фоне всего этого увлечения, я подумала, может, и мультики про них начать показывать? Полезла искать – на паре сайтов нашла просмотр он-лайн, качество плохое. Скачивать? Хорошо бы знать, где серии более подходящие для 5-летнего ребенка (несколько сезонов сериала, полнометражный мультфильм, а я ничего из этого не смотрела…) и нормальное качество. А может быть, и вообще не стоит? В общем, если у кого-то есть соображения по поводу мультфильмов про Черепашек Ниндзя или полезные ссылки – буду всем признательна.


Блог Ольги Меркуловой



 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Френд-лента: Ольга Меркулова. Детская самостоятельность
24-05-2012
Френд-лента: Ольга Меркулова. Детская

Френд-лента: Ольга Меркулова. Существует ли Дед Мороз?
03-01-2012
Френд-лента: Ольга Меркулова. Существует ли Дед

Правда, найдя под ёлкой и заказанные в письме Деду Морозу меч и зеленые носки, и ответное письмо от Деда Мороза, и «бонусные»
Френд-лента: Ольга Меркулова. В свете идей
20-03-2010
Френд-лента: Ольга Меркулова. В свете идей

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (54)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх