Рассказ о поступке актера вполне умещается в заголовок, который можно оставить без комментариев. Другое дело – контекст, в котором он был совершен. Контекст, и в самом деле, порой становится самым важным, если не решающим в поступке. Как и при его осмыслении. Но обо всем по порядку.
В Интернете выстроена стена позора. На ней – список «доверенных лиц» премьер-кандидата в президенты. В списке – многие из тех, кто нам с детства дарил свое искусство, а мы отвечали любовью, принимая чуть ли не в члены семьи. Теперь они – «нерукопожатные».
Согласен с Андреем Бильжо (именно как с психиатром): это – бред. Мы перестанем их смотреть и слушать? Или будем, но с «осадочком»? Каждый раз ловя себя на мысли, что он может перевесить наши выношенные привязанности и предпочтения. Какова же тогда цена этому выношенному, если первый «осадочек», к делу не относящийся, способен стать противовесом? Или мы, доверчивые, понасоздавали себе кумиров, но грянул «момент истины»: их записали в доверенные, а они не отказались? В любом случае в проигрышной позиции мы, а не они.
Один вопрос, однако, остается. Не нам советовать нашим вчера еще референтным лицам, кому отвечать доверием на доверие. Но если ты реферерентен, и твое доверие публично, нужно всегда ожидать, что от тебя потребуют его обосновать.
И вот тут мы же слышим лепет. Он знает ситуацию, у него опыт, он искренне желает стране добра, через одно – он «стабилизирует и не допустит развала»… Прямо послебанная логика бурковского персонажа из «Иронии судьбы»: «Он – может!»… А от референтных ждут чего-то повесомее, чем нарезка общих слов. Ну, и через два - «спасибо партии за это и лично товарищу…». Одна замечательная фигуристка и вовсе заявила: спорт при нем поднялся на небывалые высоты. Видимо, смалодушничал, не осилил их недавний герой нашей рубрики Вячеслав Фетисов, отчаялся и ушел подальше.
Есть более определенные (и более честные) аргументы. Он помог моему театру. Прекрасно: театр ведь – не только «мой». Но, увы, далеко не все граждане имеют возможность решать свои вопросы через него. Им – в «окошко». В департамент, в ЖЭК, в суд, в собес, в местную администрацию… А в «окошке» - загребущие ветви, которым поросла воткнутая им палка под названием «вертикаль». Без палки он не может: она ему – и посох, и рычаг управления. Обломать ветви? Палка засохнет: не обопрешься, не поуправляешь.
Хотя какая палка? Давно уже баобаб! «…И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена. это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки». Баобаб Экзюпери – символ его «стабильности».
Но тогда получается не очень честно. Доверенные отдают свои голоса ему, а те, кто у «окошка», - баобабу. Они тоже говорят «он», но подразумевается-то «баобаб». Доверенные, доверяя ему, вольно или невольно эксплуатируют массовую доверчивость.
Но это не все.
Похоже, в своей битве за себя власть практически исчерпала запас своего «Золотого корня» в виде административного ресурса. Его остатки она бросает на последнее (во всех смыслах) – стравливание разных групп российского общества. Неприкрытое и убогое по своей режиссуре. Для стравливания подходит все - и списки доверенных, и уральские квазитрудяги, и инсценированные истерики кургинянов и леонтьевых (эхо выкриков Навального)… И утверждение о том, что главные коррупционеры в России – учителя и врачи из уст ее же главного антикоррупционера, представляющего слой, который мздаимствует на порядки выше среднего общенационального уровняю… Оценка, к которой трудно что-либо прибавить, - в статье Станислава Минина.
Кстати, неслучайная ассоциация – врачи, «дело врачей». Хотя и без всяких намеков на историческую аналогию. Просто в очередной раз меняется жанр – с трагедии на фарс. Фарс, в котором не пожелал играть хороший актер Сергей Безруков. Он отверг лестное для члена ЕР с десятилетним стажем предложение сняться в видеоагитке за премьер-кандидата. И поплатился местом в списке доверенных.
Хороший актер он, конечно, не поэтому. Правда, как писал тот же Экзюпери, «честный и верный человек гладко выстругает и доску».
А пока за то же самое Алексею Венедиктову, а в его лице - и всей радиостанции «Эхо Москвы», руками ручного кремлевского капитализма пытаются то ли дать по рукам, то ли выкрутить руки…