Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Людмила Кожурина. Школьные «государевы люди»: им до учителя дела нет (комментарий В.К.)

Людмила Кожурина. Школьные «государевы люди»: им до учителя дела нет (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 087
  •  
    • 0

Они выполняют государственный заказ на образование. . .




«А разве учитель может принимать решения? Нет. Решения принимает только тот, кто уполномочен. Директор, например. А учитель, даже педагог-мастер, может стать разве что центром определенной компетенции» – это совершенно искренне говорила мне руководительница одного из региональных институтов развития образования. Кто бы такое рассказал – не поверила бы.


Но уж как есть.


В одной школе Ростова-на-Дону (номер школы и имя директора есть в редакции) был избирательный участок, и голосов за Путина на нем было отдано меньше, чем на участках в других школах. Уже на следующий день директора известили о «ненадлежащем исполнении» и возможной замене на другого.


Как это – винтики-шпунтики, его учителя, не сработали, как надо!



Дерево обстоятельств


Главное, и учредитель ничего не может поделать. Политики у нас поверх барьеров. И хотя на кол теперь не сажают, подгадить порядочному человеку могут сильно. Как жить? Правильно, во всем слушаться.


И вот образовательная ситуация в разрезе. Областное начальство собирает муниципальное: «Не возражайте, пустое! Мы государевы люди и стоим на позициях государства, а не нравится – уходите»; муниципалы транслируют эту демагогию директорам, директора – учителям, и вот учитель – детям: «Да, и мне не нравится, просто ужас, но что делать, таковы требования».


А спроси этих «государевых людей», которые «хотелки государства» выполняют (сохраняю жаргон), в чем государственный заказ образованию заключается, услышишь что-то невнятное про инновации. Им не до учителя, который один во всей цепочке не имеет права сказать детям «уходите». Не до мысли о том, где учителю найти другие слова.


Монополия на «учить правильно»


Теперь оптимизация докатилась до институтов повышения квалификации, руководители лихорадочно ищут оправданий их существованию. Что бы такое забабацать, чтобы «менеджмент», «инновации» и «универсальные комплексы». Чтобы слова. А на учителя посмотреть, найти в нем опору – опять недосуг. Да и волшебного пинка сверху им не дали.


Примеры на каждом шагу, то есть на каждом обсуждении, семинаре, лекции и пр. Сотрудники ИПКРО из разных мест говорят одно:


– Да как это учитель сам может выбирать курсы, он же книгу в руки не берет… И какой это они запрос могут дать, разве пожаловаться, что дисциплины нет или дети ничем не интересуются, это же несерьезно! Да мы им такое, такое и такое разработали, старались, а до них не доходит, как это важно.


На круг, хором: учитель – это несерь­езно.


Измельчали. Или измельчили?


Мы бы и поверили, если бы не письма, которые приходят в редакцию. Учителя очень даже в состоянии сформулировать свои профессиональные проблемы, первая из которых – похороны методических служб на местах. Читай – сообществ предметников, среды первичного профессионального общения. Кто что читал, слышал, чему научился, чего добился и прочие «что, где, когда». Понятно: теперь конкуренция, «ничего никому не скажу». Но именно на аттестации выясняется, что для справедливых вердиктов катастрофически не хватает мнения коллег, взаимооценивания. И теперь так: ой, надо же, как они с тобой нехорошо…


Потому что все сделано для того, чтобы все и всякие в принятии решений не участвовали, а свое мнение попридержали бы ради безопасности.


Любопытные данные были приведены на конференции «Тенденции развития образования»: из 100 обследованных школ одного региона лишь в 12 к решению проблем привлекаются управляющие советы.


То есть тех, кто потенциально может улучшить положение дел, не спрашивают. Решения принимаются на уровне личных предпочтений и личных пристрастий. Дети и учителя – заложники этих пристрастий.


Действительное положение вещей


А с самоопределением у нас очень плохо. Тест: люди тоскуют по крепкой руке или верят в харизматическую личность.


Касательно же ИПКРО, чей бюджет теперь ориентирован на результат, само­определиться просто необходимо: с кем вы, мастера педагогической переподготовки?


Красноярский краевой ИПКРО, например, уже три года ведет полную инвентаризацию наличных ресурсов, осуществляя проекты, созданные там же (по нескольким направлениям сразу).


В частности, под проект «Улучшение преподавания естественно-научных дисциплин и математики» собрали многочисленные данные обо всем, что есть в школах вообще, – скрупулезно изучали ситуацию, чтобы увидеть объективные причины проблем и определить зоны досягаемости решений.
И хотя для региона важны именно детали, здесь скажем о тех данных, которые интересны всем.


Итак, у школы есть цели, пусть даже не отрефлексированные. Но учитель не всегда может их назвать.


В школе ведется преподавание отдельных предметов. Но у школы нет ясной стратегии по отношению к преподаванию. Есть инерция, традиция. Есть учителя, которые тащат на себе все, но их меньшинство. Есть маскировка, мотивировки, и очень редко озвучиваются подлинные мотивы обучения. Есть учителя с нагрузкой 47,5 часа.


Для 15% учителей преподавание предмета не является основным видом педагогической деятельности. Ведут кружки, элективы, ОБЖ и другие чужие предметы. Профильный уровень преподавания ведется в 33% школ. Там, где ведется, результаты учеников профильного уровня мало отличаются от базового, но и преподавание, квалификация учителей в тех и других мало разнятся. Половина 11-клас­сников занимаются с репетиторами.


Система подготовки педагогов и система оценки учителя на уровне школ не стыкуются вообще.


Системной методической работы нет нигде. И в целом – управление качеством преподавания в полном запустении.


…Вот так! Зато у руководителей есть уверенность, что за новый софт, за ремонт крыши, да что там – просто за лояльное отношение школа выполнит любое распоряжение. И в случае с выборами – тоже…


Первое сентября. 2012. № 5


Моя позиция по этому вопросу - простая и банальная до неприличия: «государевых людей» нужно гнать из образования пинками под то место, которое у них выполняет функции органа принятия решений. Разумеется, ни директора, ни учителя сами по себе сделать этого не смогут. Смогут сделать только при поддержке родителей: все-таки дети - не «государевы», не «государственные», а их собственные. «Государевы люди» смутно понимают это и потому не устают вколачивать клинья между родителями и педагогами. Вспомнить хотя бы заявления о сверхкоррумпированности системы образования на низовом уровне. И разговоры о том, что «карусельная кампания» обязана своими рекордными показателями учителям, охотно подхваченные СМИ, в пользу этих людей. Если не запущены с их подачи.

Педагогам пора объединяться с родителями, а родителям – между собой. И не для разовых поисков правды в «инстанциях»,  где холят и лелеют свою профнепригодность те же «государевы люди». А для того, чтобы в рамках мощной родительско-педагогической  общественной организации с опорой на законодательную базу (она пока позволяет), публично отстаивать право детей на полноценное образование. Которое совпадает с правом педагогов на достойный труд.

Владимир Кудрявцев


 


Тема в Форуме:


ЗАЧЕМ ОБРАЗОВАНИЕ? (кто должен управлять образованием: государство или общество?)




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Всемирный день учителя и Учитель года России
05-10-2013
Всемирный день учителя и Учитель года России

Мы утыкаемся в отсутствие перспектив (растрачивая драгоценное время, отведенное на их создание), заранее "шокируем" себя будущим,
Андрей Максимов: Зачем нужны реформы, если они не делают ребенка счастливым?
04-09-2013
Андрей Максимов: Зачем нужны реформы, если они не

Информация к разным размышлениям. В США вскрыли грандиозную школьную аферу
09-07-2011
Информация к разным размышлениям. В США вскрыли

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Июль 2018 (34)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх