Вчера в Питере умер Анатолий Равикович.
Все вспоминают «Покровские ворота» и Хоботова, как будто не было других ролей… Я тоже вспомню. Потому что Хоботов – наследник… героев Достоевского, Толстого и Чехова, советская разновидность их alter ego, если мягче. Хотя мягче ее сделал Козаков – средствами комедийного кино. Но до этого гениально увидел. Увидел то, что гениально сыграл Равикович.
Вечный бунт российского интеллигента против самого себя – до болей осмысленный, но от этого еще более жестокий. То против бесправия твари внутри, то за улучшение мира. А, в итоге, оказывается, что и право есть, и мир не так уж плох. Для полного счастья не хватает простой рыжей девочки рядом. Живой, а не мертвой Екатерины Масловой, которую принялся воскрешать князь Нехлюдов, и в итоге сам воскрес вместе с воскрешенной. Живой Людочки – живому Хоботову (в своем кругу я знал нескольких его прототипов).
И благородство духа, и аристократизм чувств, и образованность, и глубина мысли останутся неприкаянными в мировых масштабах, пока все это по-детски не восхитит трепетное существо со средним медицинским образованием. Ведь все это - дар, а дар по-настоящему способен принять только ребенок. Как, впрочем, и обладать им. А мир пусть потерпит.
Не торопитесь его менять. Дождитесь простой рыжей девочки…
Это и сыграл Анатолий Равикович.
Светлая память.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта