Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Т.Ю.Базаров, Ю.С.Шевченко. Нужна ли психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ?

Т.Ю.Базаров, Ю.С.Шевченко. Нужна ли психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 086
  • печатать
  •  
    • 0

Многочисленные дискуссии о пользе или вреде ЕГЭ постепенно входят в русло профессиональных размышлений о будущем наших школ и перспективах нашей молодежи. И эти размышления касаются, как минимум, трех моментов. Первый. Тестирование знаний выпускников школ – это диагноз выпускнику и школе или возможность проанализировать ситуацию и извлечь уроки на будущее? Второй. Итоговые баллы по тестированию это «входной билет» в ВУЗ или оценка потенциала личности? И, наконец, третье. Подготовка к тестированию – это «натаскивание» ребенка к успешной сдаче ЕГЭ или один из продуктивных способов его (ребенка) развития?


Ежегодно Единый Государственный Экзамен становится стрессом для выпускников и их родителей. В процесс подготовки и прохождения ЕГЭ оказываются вовлечены дети, их родители и педагоги. ЕГЭ является испытанием для всех. Но что проверяет ЕГЭ? На наш взгляд, представление о том, что ЕГЭ оценивает только знания, является неполным. ЕГЭ, во многом, – это испытание на взрослость. Испытание способности ставить перед собой цели и достигать их, испытание умения принимать осознанные ответственные решения и справляться с эмоционально напряженной ситуацией экзамена.


ЕГЭ имеет ряд достоинств и недостатков. Достоинства тестирования связываются с его объективностью, а недостатки с тревогой, которую ЕГЭ вызывает у школьников, родителей и педагогов (Шмелев, 2004).


Мы провели анализ форумов в сети Интернет и выявили типичные высказывания, которые характеризуют отношение (положительное или отрицательное) к ЕГЭ у детей, родителей и педагогов (таблица №1). В целом, и родители и педагоги положительно оценивают наличие шансов на поступление в ВУЗы у детей, которые раньше не имели такой возможности. Отрицательное отношение связано с тем, что при подготовке к ЕГЭ меньше внимания уделяется творческим способностям ребенка, а сдать экзамен успешно можно и случайно.


 


Таблица №1 «Отзывы о ЕГЭ»














 

Дети



Родители



Педагоги


Достоинства«К ЕГЭ можно подготовиться, если приложить усилия».

 


 «Способные дети имеет шанс поступить в престижные вузы»;

«Система объективна и заставляет лучше работать учителей»;


«При подготовке достигается лучшее понимание предмета».


«Возможность для организованной и целенаправленной подготовки детей»;

«Поступают те, кто раньше не имел шанса поступить».


 


Недостатки «Грустно, что учителя стали работать на результат, а не на реальные знания»;

«Из школы пропала душевность»;


«Учителя натаскивают учеников на ЕГЭ».


«Коррупция на местах»;

«ЕГЭ – это дело случая, ответы можно угадать»;


«ЕГЭ – это «зубрежка»»;


«Детей не учат думать, проявлять творческие способности».


«ЕГЭ – шанс на удачу»;

«Ученики, сконцентрировавшись на подготовке к ЕГЭ, начинают хуже заниматься по остальным предметам, которые становятся не нужны»;


«Необходимо натаскивать на ЕГЭ».


 


 


Часть общества считает, что специальной подготовки к ЕГЭ не требуется, а достаточно лишь дать точные инструкции относительно того, как организована сама процедура. Но ЕГЭ сильно отличается от обычных экзаменов, к которым привыкли школьники. Во-первых, в нем полностью отсутствует межличностный контакт с другим человеком. Во-вторых, большинство вопросов теста (часть А и B) требуют точного ответа и не допускают отклонений. В-третьих, процедура сдачи ЕГЭ требует наличия развитых навыков работы с письменной информацией. Как  отмечают в своих работах школьные психологи, все эти факторы вызывают повышение уровни тревоги у школьников.


Как относятся дети и их родители к ЕГЭ? Проведенные опросы на информационном портале ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/) показывают, что 1/4 всех опрошенных точно не уверены в том, что смогут успешно сдать ЕГЭ; чуть более 1/3 сомневаются в том, что могут это сделать. Только 1/4 уверены в том, что справятся с ситуацией экзамена (таблица №2).


 


Таблица №2 Результаты ответов на вопрос «Уверены ли Вы, что успешно сдадите ЕГЭ?» (общее количество респондентов: 20483)


















Ответ



Количество респондентов



Процент



Да



7175



35



Нет



5079



25



Не знаю



7287



35



Я не сдаю ЕГЭ



942



5


 


При этом большинство респондентов собирается сдавать еще два дополнительных предмета, помимо обязательного экзамена по русскому языку и математике (43%) (таблица №3).


 


Таблица №3 Результаты ответов на вопрос «Сколько предметов ЕГЭ вы будете сдавать?» (Общее количество респондентов: 16435)


















Ответ



Количество респондентов



Процент



Два



1290



8



Три



5439



33



Четыре



7028



43



Более 4



2678



16


 


Как наиболее эффективно готовиться к ЕГЭ? Достаточно ли для этого предметной подготовки? Мы поддерживаем ряд исследователей, которые считают, что необходима не только предметная, но и психологическая подготовка к ЕГЭ (Чибисова, 2009, Неделина, 2011). Традиционное обучение обычно не заостряет внимание на данных компонентах.


Чибисова М.Ю. выделяет следующие качества, которые должны быть развиты у школьника для успешной сдачи ЕГЭ:


  1. Высокая мобильность, переключаемость

  2. Высокий уровень организации деятельности

  3. Высокая и устойчивая работоспособность

  4. Высокий уровень концентрации внимания, произвольности

  5. Четкость и структурированность мышления, комбинаторность

  6. Сформированность внутреннего плана действий.

О.Чуча в исследовании  психологической готовности к ЕГЭ выделяет в подготовке процессуальный, познавательный и личностный компонент. Если процессуальный компонент связан со знанием процедуры сдачи ЕГЭ, то познавательный отражает степень развития умения работать с информацией. В него входит внимание, логика и память. Умение концентрировать внимание и не отвлекаться на помехи помогает сосредоточиться при работе с текстом. С помощью логических рассуждений можно прийти к правильному ответу. Память же помогает усваивать информацию в процессе подготовки, а во время самого экзамена работать с материалом задачи.


Личностный компонент, с точки зрения авторов, представляет собой три качества: интроверсия, организованность и эмоциональная стабильность. Интроверсия рассматривается как «способность сосредоточенно и самостоятельно работать с материалом, а не надеяться на помощь других». На наш взгляд, более подходящим по смыслу термином был бы термин «внутренний локус контроля». Он схватывает такую важную черту личность, как способность полагаться на собственные силы при достижении цели.


В проведенном исследовании большинство предположений о различиях между успешными и неуспешными респондентами подтвердились. Успешность сдачи ЕГЭ по русскому языку оказалась связана с уровнем внимательности ребенка,  его способностью логически рассуждать, интроверсией и организованностью. Что же касается ЕГЭ по математике, здесь тоже важны логическое мышление, внимательность, интроверсия и организованность. При этом к данным качествам добавилась эмоциональная стабильность. Таким образом, логическое мышление, произвольное внимание, организованность и эмоциональная саморегуляция являются теми качествами, которые необходимо развивать, чтобы повысить готовность к ЕГЭ.


Рассмотрим, какой арсенал имеется в наличии для психологической подготовки. Как замечает М.Ю.Чибисова, рекомендации для родителей и педагогов имеют довольно обобщенный характер (Чибисова, 2009). Например, они основаны на доморощенных типологиях: левополушарные и правополушарные субъекты; аудиалы, визуалы и кинестетики и т.п. Довольно сложно представить диагностический подход адекватным, если зачастую типология основывается на опросниках, применяющихся в клинических исследованиях (например, MMPI). При этом родители зачастую не в состоянии разобраться с тем, как использовать батареи тестовых методик. В большинстве случаев диагностические процедуры опираются на опросные методики, которые поддаются искажению со стороны испытуемых (проявление эффекта социальной желательности и фальсификации результатов).


Между тем, существует область прикладных и практических исследований, где уже накоплены методы и способы оценки, которые опираются на поведенческие индикаторы. Это методология центров оценки, или ассессмент-центров. Ключевая особенность методов ассессмент-центра – это выявление компетенций (важных для эффективности навыков) через упражнения, которые моделируют реальную деятельность.


На наш взгляд, используя технологии программирования, мы имеем возможности для создания Интернет-методик для диагностики и развития таких компетенций, как:


  1. Объем внимания

  2. Устойчивость внимания

  3. Переключаемость внимания

  4. Объем рабочей памяти

  5. Уровень развития логического мышления

  6. Уровень развития арифметических способностей

  7. Уровень развития визуального мышления

Данная система должна решать одновременно две задачи: диагностика и развитие необходимых когнитивных навыков. С точки зрения развития желательно опираться на результаты диагностики для формулирования рекомендаций по лучшей подготовке к ЕГЭ. Для вовлечения школьников и их родителей в процесс подготовки к ЕГЭ, на наш взгляд, необходимо использовать потенциал игрового метода, то есть выстраивать методики оценки и развития в виде игр.


Создание такой системы помогло бы родителям или педагогам освоить роль организатора, создающего условия для эффективной подготовки абитуриента. Данная система могла бы стать дорожной картой, двигаясь по которой родители и педагоги могли бы создать оптимальный маршрут к достижению успеха в сдаче ЕГЭ.


 


Ссылки:


  1. Неделина С.В. Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену(для методической и психологической служб школы, учителей, учащихся, родителей): методические рекомендации по работе с выпускниками. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011.

  2. Челышкова М.Б., Шмелев А.Г. Шкалирование результатов единого госэкзамена: проблемы и перспективы.

  3. Чибисова М.Ю. Психологическая готовность к ЕГЭ. М., 2009.

  4. Шмелев А.Г. Тест как оружие// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С.40-53

Электронные ресурсы:


  1. Чуча О. Психологическая готовность к ЕГЭ http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=386:2010-05-28-13-10-37&catid=20:2009-11-10-14-33-40

  2. Шмелев А.Г. Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от фальсификаций http://ito.edu.ru/2001/ito/VI/VI-0-23.html

www.jarki.ru


 


По теме на сайте и окрест:









  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Срок действия свидетельства о сдаче ЕГЭ продлят до четырех лет
25-02-2014
Срок действия

В Госдуму внесен законопроект о добровольной сдаче ЕГЭ
26-08-2013
В Госдуму внесен

Основная волна ЕГЭ 2012 года прошла в России без громких скандалов
20-06-2012
Основная волна ЕГЭ

Татария: ЕГЭ придет в начальную и среднюю школу
05-12-2010
Татария: ЕГЭ придет

В Ульяновске проходит голодовка учителей и родителей, недовольных решением о закрытии школ
30-06-2010
В Ульяновске

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (41)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх