7.09.2012
Ситуация с общедоступностью детских садов в стране продолжает оставаться катастрофической. На сегодняшний день более 2 млн. детей ожидают своей очереди в детские сады, большинство из них – дети старше 1,5 лет, их родители лишены возможности участвовать в экономической жизни страны и трудиться. Вместе с тем Президентом Российской Федерации, Правительством России предпринимается ряд мер, направленных на снижение дефицита мест в государственных и муниципальных детских садах страны.
Однако нельзя не отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность должностных и юридических лиц за неисполнение своей обязанности обеспечить истинную общедоступность бесплатного дошкольного образования с тем, чтобы родители получили реальную возможность реализовывать в полном объеме свои потребности в труде, трудовые права и обязанности, активно участвовать в экономической жизни, а дети получили возможность реализовать свое право на содержание от обоих родителей. Статьи 5.57 и 19.30 КоАП РФ не могут обеспечить реализацию указанных прав детей и родителей и направлены не на это.
Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации бездействуют и контролирующие, и правоохранительные органы, вследствие чего количество очередников, например, в Красноярском и Краснодарском краях превышает все мыслимые пределы, а решение проблемы откладывается на «лучшие времена».
В связи с этим никто не несет ответственности за имеющийся дефицит мест в детских садах полнодневного пребывания, и по большому счету у должностных лиц отсутствует стимул к решению данной проблемы. Следовательно, надеяться на эффективное и своевременное исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации в указанной сфере нельзя.
В связи с вышеизложенным Региональной общественной организацией "За доступный детский сад" (Московская область) и Общегражданским родительским движением "Российский детям - доступное дошкольное образование" (ОРД "РДДДО") подготовлен текст федерального законопроекта о внесении соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих введение ответственности должностных и юридических лиц за необеспечение ребенка местом в государственном или муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. С целью обеспечения базовых прав детей и их родителей прошу Вас о внесении данного законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения и принятия. Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного вложения бюджетных средств. Вместе с тем вступление в силу такого закона позволит за три года существенно продвинуться в обеспечении всех семей доступными детскими садами полнодневного пребывания, если не полностью решить проблему дефицита мест в детских садах.
Председатель Правления РОО «За доступный детский сад»,
активист ОРД "РДДДО"
эксперт Комисии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации
Кирилл Алексеевич Дружинин
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ПРОЕКТ)
О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) изменение, дополнив статьей 5.57.1 следующего содержания:
«5.57.1. Необеспечение ребенка местом в государственном или муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования
1. Необеспечение ребенка по заявлению одного из его родителей местом в муниципальном или государственном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности, выразившееся в отказе в устройстве имеющего право на такое обеспечение ребенка в государственное или муниципальное образовательное учреждение на основании отсутствия свободных мест, в течение более двух месяцев с момента обращения к учредителю родителя этого ребенка для определения в указанные учреждения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч.
2. Необеспечение ребенка по заявлению одного из его родителей местом в муниципальном или государственном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности, выразившееся в отказе в устройстве имеющего право на такое обеспечение ребенка в государственное или муниципальное образовательное учреждение на основании отсутствия свободных мест, в течение более одного года с момента обращения к учредителю родителя этого ребенка для определения в указанные учреждения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Необеспечение ребенка по заявлению одного из его родителей местом в муниципальном или государственном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности, выразившееся в отказе в устройстве имеющего право на такое обеспечение ребенка в государственное или муниципальное образовательное учреждение на основании отсутствия свободных мест, и повлекшее за собой нарушение и/или ограничение права его родителя (законного представителя) как трудящегося с семейными обязанностями на равное обращение наряду с другими трудящимися либо препятствующее осуществлению родителем (законным представителем) этого ребенка такого права, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-3 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 июля 2015 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
В настоящее время Российская Федерация переживает колоссальный демографический кризис, в первую очередь вызванный резким снижением рождаемости. В этой связи как каждый родившийся ребенок, так и его родители, особенно матери, должны быть обеспечены достойным вниманием со стороны государства. Родители после рождения ребенка сталкиваются с ситуацией, при которой они не могут устроить своего ребенка в ясли и детские сады и реализовывать ряд своих трудовых прав уже после окончания отпуска по уходу за ребенком. В некоторых муниципалитетах многим родителям приходится вставать на очередь в детский сад еще на стадии беременности, но даже это не всегда влечет за собой возможность получения места для их ребенка в дошкольном учреждении в необходимые семье сроки. В результате ребенок зачастую фактически лишен законного права на его содержание матерью, лишен права на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, а мать не может реализовать свое право работника с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками. В иных случаях муниципалитеты не обеспечивают предоставление дошкольного образования ребенку в таких условиях, которые бы позволяли его родителям трудиться в течение полного рабочего дня. В итоге семья вынуждена жить в лучшем случае на доход, получаемый супругом, то есть – на грани нищеты, а то и за ее гранью. Государственные пособия по уходу за ребенком старше 1,5 лет составляют в разных субъектах Федерации от 1/100 до ? размера местного прожиточного минимума на одного человека и, таким образом, в принципе не могут обеспечить потребностей семьи и ребенка. В настоящее время очередь в государственные и муниципальные детские сады страны составляет более 2 млн человек. Соответственно, 2 млн. матерей не могут участвовать в экономической жизни страны и платить в казну налоги.
В ряде субъектов Российской Федерации введены специальные компенсационные выплаты тем родителям, детей которых не принимают в детские дошкольные образовательные учреждения. Однако подобная практика имеет место далеко не во всех субъектах Российской Федерации, кроме того, данные меры не решают проблему по существу. Дефицит мест в государственных и муниципальных детских садах порождает коррупцию, нарушение законности и произвол при определении порядка комплектования и при распределении мест в такие дошкольные учреждения. В ряде муниципалитетов обеспеченность населения местами в детских садах не превышает 35%. Практически повсеместно при распределении свободных мест в детских дошкольных учреждениях сотрудники органов местного самоуправления пренебрегают санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности детских садов, что несет угрозу здоровью и безопасности ребенка, вступает в противоречие с его интересами. В ряде муниципалитетов по вынесении решения суда об обеспечении ребенка свободным местом в детском саду муниципалитеты предлагают ему место на расстоянии до 40 километров от дома (как, например, в Архангельске или Омске). Таким образом, в нарушение статьи 43 Конституции Российской Федерации органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в России не обеспечена общедоступность бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, причем за это никто не несет никакой ответственности. Подобную ситуацию нельзя назвать нормальной и она требует законодательного разрешения.
Тем не менее автор законопроекта понимает, что закон должен быть исполнимым, в связи с чем предполагает вступление такого закона в силу с 1 июля 2015 года – времени, достаточного для ликвидации дефицита мест в детских садах для детей всех работающих родителей.
В связи с изложенным настоящий законопроект предлагает внести в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях специальную статью, предусматривающую наказание за подобные нарушения права ребенка на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, гарантированное статьей 43 Конституции Российской Федерации, права на охрану здоровья, установленного статьей 41 Конституции Российской Федерации, права родителей – работников с семейными обязанностями на равное обращение наряду с остальными работниками, предусмотренного статьями 3 и 5 Конвенции № 156 Международной организации труда и Европейской социальной хартией (статьи 27 глав I, II). В силу части 2 статьи 18 Конвенции ООН о правах ребенка в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в этой Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. В силу части 3 этой статьи государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.
В данный момент нормы КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (статья 5.57) и за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (пункт 5 статьи 19.30), не могут обеспечить ответственность юридических и должностных лиц за незаконное бездействие в обеспечении детей местами в дошкольных учреждениях по следующим причинам. Власти на местах по закону фактически свободны в обеспечении порядка приема детей в дошкольные учреждения. Право ребенка на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях наступает только при соблюдении порядка приема в эти учреждения. Прием в эти учреждения возможен, в силу действия санитарно-эпидемиологических правил и норм, исключительно при наличии в них свободных мест. Следовательно, субъективное право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственном или муниципальном детском саду может наступить лишь только при наличии в этом учреждении свободного места для этого ребенка. Однако право ребенка на обеспечение его свободным местом в детском дошкольном учреждении, в силу общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, наступает в момент регистрации ребенка в местном органе управления образованием либо при обращении родителя в этот орган в целях устройства ребенка в детский сад. Только в случае реализации данного права ребенок получает право на получение дошкольного образования в конкретном образовательном учреждении. Кроме того, крайне важно предоставить место в детском саду, расположенном поблизости от адреса проживания ребенка, как того требуют санитарные нормы и правила, с целью охраны здоровья и интересов ребенка.
Для устранения возможности самоуправства и бездействия местных властей и должностных лиц проект федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) предлагает установить административную ответственность за необеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении ребенка, имеющего право на обеспечение таким местом. За подобное нарушение, совершенное через два месяца после подачи заявления родителем учредителю, предлагается ввести наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, а на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; если такое правонарушение совершено через год после заявления родителя учредителю образовательного учреждения, то наказание ужесточается: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Особое внимание законопроект уделяет необходимости властей способствовать родителям в исполнении обязанности по содержанию своих детей в условиях законного равенства распределения супружеских обязанностей, в связи с чем устанавливает более суровую ответственность за нарушение и/или ограничение права родителей как работников с семейными обязанностями на равное обращение наряду с другими работниками, либо создание бездействием в обеспечении местом ребенка в детском саду препятствий в осуществлении такого права – штраф от двадцати до пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц, штраф от ста до двухсот тысяч рублей – для юридических лиц. В случае рецидива законопроект предлагает принимать временные дисквалифицирующие меры в отношении должностных лиц, допустивших нарушение прав детей и их родителей.
Принятие данного федерального закона будет способствовать созданию дополнительной защищенности российских граждан от неправомерных действий со стороны тех лиц, которые призваны обеспечивать детям предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и с тем, чтобы родители (законные представители) детей могли реализовывать свои потребности и возможности в труде, трудовые права и обязанности в равной степени с другими гражданами. Кроме того, наличие в законодательстве норм, изложенных в законопроекте, будет способствовать реализации конституционного принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Законопроект направлен на совершенствование административного законодательства России.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Принятие Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Принятие Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Тема в Форуме:
Политика дошкольного образования
На развитие сайта