Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Изменения в КоАП. Ответственность за необеспечение местами в детских садах (предложение К.А.Дружинина)

Изменения в КоАП. Ответственность за необеспечение местами в детских садах (предложение К.А.Дружинина)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 143
  •  
    • 0

7.09.2012


Ситуация с общедоступностью детских садов в стране продолжает оставаться катастрофической. На сегодняшний день более 2 млн. детей ожидают своей очереди в детские сады, большинство из них – дети старше 1,5 лет, их родители лишены возможности участвовать в экономической жизни страны и трудиться. Вместе с тем Президентом Российской Федерации, Правительством России предпринимается ряд мер, направленных на снижение дефицита мест в государственных и муниципальных детских садах страны.
Однако нельзя не отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность должностных и юридических лиц за неисполнение своей обязанности обеспечить истинную общедоступность бесплатного дошкольного образования с тем, чтобы родители получили реальную возможность реализовывать в полном объеме свои потребности в труде, трудовые права и обязанности, активно участвовать в экономической жизни, а дети получили возможность реализовать свое право на содержание от обоих родителей. Статьи 5.57 и 19.30 КоАП РФ не могут обеспечить реализацию указанных прав детей и родителей и направлены не на это.


Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации бездействуют и контролирующие, и правоохранительные органы, вследствие чего количество очередников, например, в Красноярском и Краснодарском краях превышает все мыслимые пределы, а решение проблемы откладывается на «лучшие времена».


В связи с этим никто не несет ответственности за имеющийся дефицит мест в детских садах полнодневного пребывания, и по большому счету у должностных лиц отсутствует стимул к решению данной проблемы. Следовательно, надеяться на эффективное и своевременное исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации в указанной сфере нельзя.


В связи с вышеизложенным Региональной общественной организацией "За доступный детский сад" (Московская область) и Общегражданским родительским движением "Российский детям - доступное дошкольное образование" (ОРД "РДДДО") подготовлен текст федерального законопроекта о внесении соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих введение ответственности должностных и юридических лиц за необеспечение ребенка местом в государственном или муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. С целью обеспечения базовых прав детей и их родителей прошу Вас о внесении данного законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения и принятия. Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного вложения бюджетных средств. Вместе с тем вступление в силу такого закона позволит за три года существенно продвинуться в обеспечении всех семей доступными детскими садами полнодневного пребывания, если не полностью решить проблему дефицита мест в детских садах.


Председатель Правления РОО «За доступный детский сад»,
активист ОРД "РДДДО"
эксперт Комисии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты Российской Федерации
Кирилл Алексеевич Дружинин


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ПРОЕКТ)


О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях


Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1) изменение, дополнив статьей 5.57.1 следующего содержания:


«5.57.1. Необеспечение ребенка местом в государственном или муниципальном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования


1. Необеспечение ребенка по заявлению одного из его родителей местом в муниципальном или государственном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности, выразившееся в отказе в устройстве имеющего право на такое обеспечение ребенка в государственное или муниципальное образовательное учреждение на основании отсутствия свободных мест, в течение более двух месяцев с момента обращения к учредителю родителя этого ребенка для определения в указанные учреждения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч.


2. Необеспечение ребенка по заявлению одного из его родителей местом в муниципальном или государственном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности, выразившееся в отказе в устройстве имеющего право на такое обеспечение ребенка в государственное или муниципальное образовательное учреждение на основании отсутствия свободных мест, в течение более одного года с момента обращения к учредителю родителя этого ребенка для определения в указанные учреждения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.


3. Необеспечение ребенка по заявлению одного из его родителей местом в муниципальном или государственном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности, выразившееся в отказе в устройстве имеющего право на такое обеспечение ребенка в государственное или муниципальное образовательное учреждение на основании отсутствия свободных мест, и повлекшее за собой нарушение и/или ограничение права его родителя (законного представителя) как трудящегося с семейными обязанностями на равное обращение наряду с другими трудящимися либо препятствующее осуществлению родителем (законным представителем) этого ребенка такого права, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.


4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-3 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.».


Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 июля 2015 года.


Президент
Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


В настоящее время Российская Федерация переживает колоссальный демографический кризис, в первую очередь вызванный резким снижением рождаемости. В этой связи как каждый родившийся ребенок, так и его родители, особенно матери, должны быть обеспечены достойным вниманием со стороны государства. Родители после рождения ребенка сталкиваются с ситуацией, при которой они не могут устроить своего ребенка в ясли и детские сады и реализовывать ряд своих трудовых прав уже после окончания отпуска по уходу за ребенком. В некоторых муниципалитетах многим родителям приходится вставать на очередь в детский сад еще на стадии беременности, но даже это не всегда влечет за собой возможность получения места для их ребенка в дошкольном учреждении в необходимые семье сроки. В результате ребенок зачастую фактически лишен законного права на его содержание матерью, лишен права на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, а мать не может реализовать свое право работника с семейными обязанностями на равное обращение с другими работниками. В иных случаях муниципалитеты не обеспечивают предоставление дошкольного образования ребенку в таких условиях, которые бы позволяли его родителям трудиться в течение полного рабочего дня. В итоге семья вынуждена жить в лучшем случае на доход, получаемый супругом, то есть – на грани нищеты, а то и за ее гранью. Государственные пособия по уходу за ребенком старше 1,5 лет составляют в разных субъектах Федерации от 1/100 до ? размера местного прожиточного минимума на одного человека и, таким образом, в принципе не могут обеспечить потребностей семьи и ребенка. В настоящее время очередь в государственные и муниципальные детские сады страны составляет более 2 млн человек. Соответственно, 2 млн. матерей не могут участвовать в экономической жизни страны и платить в казну налоги.


В ряде субъектов Российской Федерации введены специальные компенсационные выплаты тем родителям, детей которых не принимают в детские дошкольные образовательные учреждения. Однако подобная практика имеет место далеко не во всех субъектах Российской Федерации, кроме того, данные меры не решают проблему по существу. Дефицит мест в государственных и муниципальных детских садах порождает коррупцию, нарушение законности и произвол при определении порядка комплектования и при распределении мест в такие дошкольные учреждения. В ряде муниципалитетов обеспеченность населения местами в детских садах не превышает 35%. Практически повсеместно при распределении свободных мест в детских дошкольных учреждениях сотрудники органов местного самоуправления пренебрегают санитарно-эпидемиологическими нормами пешеходной доступности детских садов, что несет угрозу здоровью и безопасности ребенка, вступает в противоречие с его интересами. В ряде муниципалитетов по вынесении решения суда об обеспечении ребенка свободным местом в детском саду муниципалитеты предлагают ему место на расстоянии до 40 километров от дома (как, например, в Архангельске или Омске). Таким образом, в нарушение статьи 43 Конституции Российской Федерации органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами в России не обеспечена общедоступность бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, причем за это никто не несет никакой ответственности. Подобную ситуацию нельзя назвать нормальной и она требует законодательного разрешения.
Тем не менее автор законопроекта понимает, что закон должен быть исполнимым, в связи с чем предполагает вступление такого закона в силу с 1 июля 2015 года – времени, достаточного для ликвидации дефицита мест в детских садах для детей всех работающих родителей.


В связи с изложенным настоящий законопроект предлагает внести в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях специальную статью, предусматривающую наказание за подобные нарушения права ребенка на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, гарантированное статьей 43 Конституции Российской Федерации, права на охрану здоровья, установленного статьей 41 Конституции Российской Федерации, права родителей – работников с семейными обязанностями на равное обращение наряду с остальными работниками, предусмотренного статьями 3 и 5 Конвенции № 156 Международной организации труда и Европейской социальной хартией (статьи 27 глав I, II). В силу части 2 статьи 18 Конвенции ООН о правах ребенка в целях гарантии и содействия осуществлению прав, изложенных в этой Конвенции, государства-участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений. В силу части 3 этой статьи государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.


В данный момент нормы КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (статья 5.57) и за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (пункт 5 статьи 19.30), не могут обеспечить ответственность юридических и должностных лиц за незаконное бездействие в обеспечении детей местами в дошкольных учреждениях по следующим причинам. Власти на местах по закону фактически свободны в обеспечении порядка приема детей в дошкольные учреждения. Право ребенка на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях наступает только при соблюдении порядка приема в эти учреждения. Прием в эти учреждения возможен, в силу действия санитарно-эпидемиологических правил и норм, исключительно при наличии в них свободных мест. Следовательно, субъективное право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственном или муниципальном детском саду может наступить лишь только при наличии в этом учреждении свободного места для этого ребенка. Однако право ребенка на обеспечение его свободным местом в детском дошкольном учреждении, в силу общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, наступает в момент регистрации ребенка в местном органе управления образованием либо при обращении родителя в этот орган в целях устройства ребенка в детский сад. Только в случае реализации данного права ребенок получает право на получение дошкольного образования в конкретном образовательном учреждении. Кроме того, крайне важно предоставить место в детском саду, расположенном поблизости от адреса проживания ребенка, как того требуют санитарные нормы и правила, с целью охраны здоровья и интересов ребенка.


Для устранения возможности самоуправства и бездействия местных властей и должностных лиц проект федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) предлагает установить административную ответственность за необеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении ребенка, имеющего право на обеспечение таким местом. За подобное нарушение, совершенное через два месяца после подачи заявления родителем учредителю, предлагается ввести наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, а на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; если такое правонарушение совершено через год после заявления родителя учредителю образовательного учреждения, то наказание ужесточается: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Особое внимание законопроект уделяет необходимости властей способствовать родителям в исполнении обязанности по содержанию своих детей в условиях законного равенства распределения супружеских обязанностей, в связи с чем устанавливает более суровую ответственность за нарушение и/или ограничение права родителей как работников с семейными обязанностями на равное обращение наряду с другими работниками, либо создание бездействием в обеспечении местом ребенка в детском саду препятствий в осуществлении такого права – штраф от двадцати до пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц, штраф от ста до двухсот тысяч рублей – для юридических лиц. В случае рецидива законопроект предлагает принимать временные дисквалифицирующие меры в отношении должностных лиц, допустивших нарушение прав детей и их родителей.


Принятие данного федерального закона будет способствовать созданию дополнительной защищенности российских граждан от неправомерных действий со стороны тех лиц, которые призваны обеспечивать детям предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и с тем, чтобы родители (законные представители) детей могли реализовывать свои потребности и возможности в труде, трудовые права и обязанности в равной степени с другими гражданами. Кроме того, наличие в законодательстве норм, изложенных в законопроекте, будет способствовать реализации конституционного принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Законопроект направлен на совершенствование административного законодательства России.


 


ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


Принятие Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»


Принятие Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.


www.democrator.ru


Тема в Форуме:


Политика дошкольного образования




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Владимир Путин: Люди жалуются, что в Чите не строят новых детских садов, а попасть в действующие сложно
12-08-2017
Владимир Путин: Люди жалуются, что в Чите не

Руководство Забайкалья не выполнило обязательств по софинансирванию строительства новых детских садов. Президент Путин предложил
Дошкольное образование в России получают 86% детей
01-04-2014
Дошкольное образование в России получают 86% детей

Дошкольное образование в России получают более 5,6 миллиона детей в возрасте от трех до семи лет, что составляет почти 86% от
Информация к разным размышлениям. Лишние дети
02-06-2007
Информация к разным размышлениям. Лишние дети

  • Календарь
  • Архив
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Июнь 2018 (30)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
. .
edunote.ru
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх