30 сентября 1715 г. в Гренобле (Франция) родился Этьен Боно де Кондильяк – философ, классик французского сенсуализма. Родной (младший) брат известного философа-просветителя Габриэля Боно де Мабли – автора книги «Публичное право Европы», говоря современным языком, handbook’а правоведов-международников и политиков 18 века. А еще – кузен знаменитого математика, механика и мыслителя Жана Лерона Д’Аламбера, который, помимо всего прочего, ввел понятие "гуманитарные науки".
Своего рода набросок идеи знаковой детерминации сознания и его развития, из которой будет исходить Л.С.Выготский, я в бытность аспирантом отыскал в первом крупном сочинении Э.Кондильяка "Опыт о происхождении человеческих знаний" (1746 год). Автор, еще молодой аббат, рассуждал примерно так (цитирую почти дословно): поскольку создание знака возможно лишь в общении людей, то и механизм первоначального развития их ума следует искать здесь же. И далее подчеркивал: я говорю о первоначальном развитии ума (философ специально выделяет это место), ибо когда он достигает определенной зрелости, то научается умению самостоятельно создавать себе знаки, а потому может приобретать идеи без всякой посторонней помощи.
Об этом открытии я немедля сообщил своим учителям – В.В.Давыдову и А.В.Брушлинскому. Андрей Владимирович был удивлен. Он, конечно, читал "Опыт. . .", но на этом месте не фиксировался. Василий Васильевич заинтересовался, заметив, однако, что это – "не весь Выготский".
Конечно, не весь. И все же. Историки науки говорят о косвенном влиянии французского сенсуализма (который известен не только признанием примата чувств над разумом) - через неокантианство - на психологию первой трети прошлого столетия. Но налицо и более впечатляющие совпадения: только без использования терминов "интериоризация", "зона ближайшего развития". Не знаю, в чем тут дело: то ли в гениальной проницательности Кондильяка, то ли в нашем стремлении открывать методологические Америки или изобретать теоретические велосипеды. Словом, - "постмодерн".
Между тем, эта идея не вызрела в голове Кондильяка, а уже пришла к нему, будучи частью "всплывающей" основы европейской мысли, которая не раз приоткрывалась у разных мыслителей в ходе ее истории. Еще Платон рассматривал работу индивидуальную мысль как перенесенную вовнутрь беседу, дискуссию, спор, диалог нескольких мыслящих лиц.
И переработать "материал" этой дискуссии индивидуальная мысль (ее носитель, конечно) может только одним способом – "заговорив" сама с собой о том главном, что вызвало необходимость в дискуссии. Так и не понятом дискутантами вместе. Собственно, здесь и начинается индивидуальное мышление. Как творчество – добавил бы диалектик В.С.Библер. Но, думается, против этого добавления не стал бы возражать и сенсуалист Кондильяк. И уж, тем более, - Л.С.Выготский.
На развитие сайта