В соответствии с п. 2.9 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы». Этот пункт ФГТ оказался одним из наиболее проблемных – прежде всего для «участников образовательного процесса» - практиков, хотя вызывает вопросы и у разработчиков «обязательной части программы».
Нельзя сказать, что требование «разбить» образовательные программы на 2 части – обязательную, базисную и вариативную (это можно назвать и так) отличается новизной. Ровно 20 лет назад, в 1992 г. была принята первая редакция Закона РФ «Об образовании», где получило свое закрепление разделение образовательного содержания на федеральный и региональный компоненты. С тех пор предпринималась ни одна попытка найти их оптимальную конфигурацию применительно к разным ступеням системы российского образования. Этот опыт может быть востребован, как минимум, учтен и сегодня.
И все же, чем содержательно наполнить эти 80 и 20 процентов, «отведенные» ФГТ? Причем наполнить так, чтобы вместо целостного образовательного процесса не получилось одеяла, сшитого из двух неравномерных лоскутов разной ткани? Как будто с «80%» все ясно – это обязательная, основная часть, создаваемая профессиональными разработчиками программ. Но разве ее выбор не находится в компетенции «участников образовательного процесса»? В нашей стране образование, включая базисную часть его содержания, вариативно по закону. Тем более, в работе разных видах ДОУ и дошкольных групп эта часть не может быть представлена одинаково. Или к чему – к 80 или к 20 процентам следует отнести авторские «парциальные» программы, если они написаны педагогами-практиками «по мотивам» основной, не говоря уже о доработанных ими модулях обязательного содержания или конспектах занятий (сценариях образовательной деятельности), обеспечивающих его освоение детьми? Как быть в том случае, когда образовательное учреждение получает статус инновационной или стажировочной площадки, на базе которой «основная часть» разрабатывается или распространяется «участниками образовательного процесса»? Обязаны ли они «формировать» еще какую-ту другую – вариативную часть программы?
Кстати, что должно входить в эту часть? Содержание, в отношении которого можно развернуть полноценную «образовательную деятельность»? Или это может быть содержание коррекционных занятий, различных видов детских досугов, дополнительного образования, если оно осуществляется силами ДОУ? Обратим внимание на то, что ФГТ касаются «структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Не станем вдаваться в анализ этой формулировки, которую нельзя признать корректной: дошкольное образование в нашей стране пока не является звеном (или уровнем, как то обозначено в новом законопроекте «Об образовании») общего. Но при таком ограничении в вариативную часть заведомо не вписывается все то, что в дошкольном образовании не может быть охвачено понятием «общеобразовательная программа». А что может – неясно. Хотя таких потенциально «не форматных», но продуктивных и перспективных наработок, практиками-«участниками образовательного процесса» предложено немало.
Впрочем, в дошкольном детстве и в том пространстве, где оно протекает (семья, ДОУ и др.) образовательную ценность имеет все, что обеспечивает развитие у ребенка ключевых человеческих способностей, создает основу для его личностного роста. И не столь уж важно, в ходе реализации какой из частей программы это достигается. Важно – как?
Словом, вопросы, вопросы, вопросы… Ответы на некоторые из них читатель найдет в этом номере «Обруча».
Обруч. 2012. № 5.
На развитие сайта