Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Башни Мандельштама и «эйдос» Спинозы

Башни Мандельштама и «эйдос» Спинозы

  • Закладки: 
  • Просмотров: 6 480
  •  
    • 0

 


Осип Мандельштам написал однажды: «Мы не летаем, мы поднимаемся только на те башни, какие сами можем построить». А задолго до него Барух (Бенедикт) Спиноза, 380 лет со дня рождения которого исполнилось сегодня, сформулировал тезис, и поныне лежащий в основе европейского типа мышления: «Хочешь познать вещь (сути вещи) – построй ее».  


Кантианский «гносеологический переворот» едва ли бы состоялся без этого тезиса, хотя формально Кант не уделил ему внимания. Просто он, как древнегреческий эйдос, благодаря Спинозе уже витал в атмосфере европейской культуры. С этой атмосферой его впитали и Шеллинг, и Фихте, и Гегель, и Маркс.  Позднее он нашел свое развитие как в Старом, так и в Новом свете: в концепции познания как конструирования Дж. Дьюи, отчасти в прагматизме Ч. Пирса, в теориях действия М. Вебера, Т. Парсонса и Ж. Пиаже, в различных версиях деятельностного подхода в отечественной и зарубежной психологии, в последние десятилетия – в «социологии действия» Алена Турена и др. «Эйдос» Спинозы еще маячит в социальном конструктивизиме П.Берегера и Т.Лукмана. В более поздних формах конструктивизма, включая новейшие, - скорее, в виде фантома с вывернутым наизнанку смыслом. 


Но вернемся к башням Мандельштам и к Спинозе. Самая первая наша башня будет устойчивой, не развалится под нами только в том случае, если в ходе ее строительства (в «акте творения», по терминологии Спинозы) мы откроем и учтем те всеобщие закономерности, которые придадут устойчивость и второй, и третьей, и четвертой, и двадцать пятой башне. Пусть их еще нет в нашем проекте. А в действительности они окажутся очень разными, совсем не похожими друг на друга. А, может, это будут и вовсе не «башни». И кто-то сразу узнает в одном яблоке все, в ранетке – белый налив или апорт, хотя не пробовал ни того, ни другого. А кто-то – закон всемирного тяготения, который яблоком никак не является. По Спинозе, это становится возможным потому, что наши руки строят «башни» силой Мышления – главного участника этого строительства. Мышления – не как индивидуальной способности, а как атрибута Субстанции (Бога=Природы), которая осознает в нас, в наших действиях себя. И творит через них себя в качестве causa sui. «Причины самой себя».  


А в причину мы обязаны вникнуть, занимаясь уже возведением первой «башни». Или чего-то другого. Иногда даже способного взлететь… 


Владимир Кудрявцев

 


О Спинозе на сайте

Владимир Кудрявцев

:       


Э.В.Ильенков. Мышление как атрибут субстанции


Э.В.Ильенков. Вопрос о тождестве бытия и мышления в домарксистской философии   




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
цена на кремирование
ritual-kremaciya.ru
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх