В классической, домольеровской комедии все обстояло относительно просто: маски срывались – открывалось лицо. Личность оставалась «за скобками» - как человеческий феномен она только вызревала в европейской культуре. Жан Батист Мольер, 390 лет со дня рождения которого отмечается сегодня, исследовал и демонстрировал более сложные случаи, которые ему предоставила сама история. Случаи срастания маски, личины и лица, когда личность уже умерла или вовсе не родилась. Комедия наполнилась психологизмом. И трагизмом.
Разные эпохи открывают нам многочисленные формы и рецидивы подобного срастания. Порой кажется, что сегодня мы снова живем в мольеровские времена: Журдены и Тартюфы узнаваемы. Хотя, приглядевшись, мы обнаруживаем журденчиков и тартюфчиков (не тот колорит, не та экспрессия!). На которых нет и не может быть Мольера. Если только «мольерчики». Их «гы» не очищает.
А у Мольера сейчас другая работа, которую, впрочем, он выполнял всегда: отстаивать сохранность нашей личности, напоминать о чистоте лице, которое должно быть человеческим под любой маской. Просто сейчас она стала единственной. Да и раньше…
Тема в Форуме:
На развитие сайта