Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Об антропологизации образования: фантазии впрок

Об антропологизации образования: фантазии впрок

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 024
  • печатать
  •  
    • 0

Рустам Курбатов


Рустам Курбатов,
директор Красногорского лицея "Ковчег XXI"

За легализацию Исторической Антропологии!


16 января 2013


9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник.


Да, государственная программа. Да, единый экзамен. Но – это не история.


История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход – уже устоявшаяся истина, в школе – недопустимая ересь.


Мы не в силах изменить государственный стандарт по истории, и еще несколько поколений детей будут составлять таблицу о «трех кризисах Временного правительства».


Наша задача – показать, что в школе может преподаваться Другая история.


Обычная жизнь обычного человека. Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живет? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховной власти или смеется над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку – «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю к человеку.


Но – еще один шаг! Не просто история человека – а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир.


Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории.


Ребенок в первобытном обществе, в культуре Античности, в Древнем Китае, в эпоху средневековья… Отношения с родителями, запреты и наказания, отношения с братьями и сестрами, домашние обязанности, игры, обучение грамоте и другим навыкам, «философские вопросы» ребенка о рождении, смерти и смысле жизни, представления о времени и пространстве, о других странах и народах, отношения между мальчиками и девочками, переживание периода полового взросления, принятие ребенка во взрослое общество – вот некоторые темы из курса, который может называться Мир Глазами Ребенка.


www.echo.msk.ru/blog


Владимир Товиевич КудрявцевКомментарий В.К.: Предложение Рустама Курбатова (говорю здесь только о «первом шаге») - не только для курса истории. Хотя преподавать его в духе Школы Анналов, как минимум, логично. Независимо от профессионального отношения историка к трудам Блока или Февра. Любое  нормальное (развивающее) образование мыслимо лишь как включение ребенка в процесс  открытия  главного - «человеческого в человеке», которое совершается в истории всемирной культуры. И его одновременное самораскрытие – внутри ребенка.


Исторически развивающийся Мир Человека глазами Человека (такими же, исторически развивающимися) - можно называть это хоть антропологизацией образования, сути не изменит: это тот взгляд, который необходимо формировать в детском саду, в школе, в университете. И не только в рамках трансляции гуманитарных знаний или приобщения к искусствам.


Смена физических картин мира - это не просто его «переустройство» в сознании людей, это – «переустройство» самого сознания, опыт которого должен пережить школьник или студент. Где об этом в курсе физики?


Чтобы понять периодический закон, нужно окунуться в мир Дмитрия Ивановича, прожить по часами, минутам «День великого открытия», как сделал это акад. Бонифатий Кедров в своей одноименной книге. Вы найдете это в учебниках химии?


Или почему Дарвин был знаком с опытами Менделя по выращиванию гороха, но остался к ним равнодушен? Равнодушие – от различия типов мышления в биологии, которые в итоге удалось в большей или меньшей степени сообразовать друг с другом. А чтобы ребенок не остался ко всему этому равнодушен, он должен «примерить на себя» тот и другой тип мышления, прочувствовав  необходимость и естественность их сопряжения.


Кстати, в этих целях комплект школьных и вузовских учебников могли бы дополнить две великолепные книги Георгия Гачева -   «Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке» (М., 1991) и «Математика глазами гуманитария» (М., 2009).


…Ах, как хочется переписать программы и учебники, по-новому подготовить учителей! Увы, во времена беспрецедентного административного разгрома образования –  все  это фантазии впрок. С надеждой на то, что кто-нибудь когда-нибудь воспользуется их плодами.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Четыре заповеди развивающего образования, или Раскрытая книга
29-06-2012
Четыре заповеди

Самостоятельность: сам стоЮ, сам стОю...
18-05-2012
Самостоятельность:

Опыты бредогогики от ЕР
17-12-2010
Опыты бредогогики

Цитаты недели
08-08-2010
Цитаты недели

Цитата недели
16-05-2010
Цитата недели

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (31)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх