Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Об антропологизации образования: фантазии впрок

Об антропологизации образования: фантазии впрок

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 049
  • печатать
  •  
    • 0

Рустам Курбатов


Рустам Курбатов,
директор Красногорского лицея "Ковчег XXI"

За легализацию Исторической Антропологии!


16 января 2013


9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник.


Да, государственная программа. Да, единый экзамен. Но – это не история.


История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход – уже устоявшаяся истина, в школе – недопустимая ересь.


Мы не в силах изменить государственный стандарт по истории, и еще несколько поколений детей будут составлять таблицу о «трех кризисах Временного правительства».


Наша задача – показать, что в школе может преподаваться Другая история.


Обычная жизнь обычного человека. Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живет? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховной власти или смеется над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку – «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю к человеку.


Но – еще один шаг! Не просто история человека – а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир.


Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории.


Ребенок в первобытном обществе, в культуре Античности, в Древнем Китае, в эпоху средневековья… Отношения с родителями, запреты и наказания, отношения с братьями и сестрами, домашние обязанности, игры, обучение грамоте и другим навыкам, «философские вопросы» ребенка о рождении, смерти и смысле жизни, представления о времени и пространстве, о других странах и народах, отношения между мальчиками и девочками, переживание периода полового взросления, принятие ребенка во взрослое общество – вот некоторые темы из курса, который может называться Мир Глазами Ребенка.


www.echo.msk.ru/blog


Владимир Товиевич КудрявцевКомментарий

Владимир Кудрявцев

: Предложение Рустама Курбатова (говорю здесь только о «первом шаге») - не только для курса истории. Хотя преподавать его в духе Школы Анналов, как минимум, логично. Независимо от профессионального отношения историка к трудам Блока или Февра. Любое  нормальное (развивающее) образование мыслимо лишь как включение ребенка в процесс  открытия  главного - «человеческого в человеке», которое совершается в истории всемирной культуры. И его одновременное самораскрытие – внутри ребенка.


Исторически развивающийся Мир Человека глазами Человека (такими же, исторически развивающимися) - можно называть это хоть антропологизацией образования, сути не изменит: это тот взгляд, который необходимо формировать в детском саду, в школе, в университете. И не только в рамках трансляции гуманитарных знаний или приобщения к искусствам.


Смена физических картин мира - это не просто его «переустройство» в сознании людей, это – «переустройство» самого сознания, опыт которого должен пережить школьник или студент. Где об этом в курсе физики?


Чтобы понять периодический закон, нужно окунуться в мир Дмитрия Ивановича, прожить по часами, минутам «День великого открытия», как сделал это акад. Бонифатий Кедров в своей одноименной книге. Вы найдете это в учебниках химии?


Или почему Дарвин был знаком с опытами Менделя по выращиванию гороха, но остался к ним равнодушен? Равнодушие – от различия типов мышления в биологии, которые в итоге удалось в большей или меньшей степени сообразовать друг с другом. А чтобы ребенок не остался ко всему этому равнодушен, он должен «примерить на себя» тот и другой тип мышления, прочувствовав  необходимость и естественность их сопряжения.


Кстати, в этих целях комплект школьных и вузовских учебников могли бы дополнить две великолепные книги Георгия Гачева -   «Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке» (М., 1991) и «Математика глазами гуманитария» (М., 2009).


…Ах, как хочется переписать программы и учебники, по-новому подготовить учителей! Увы, во времена беспрецедентного административного разгрома образования –  все  это фантазии впрок. С надеждой на то, что кто-нибудь когда-нибудь воспользуется их плодами.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Четыре заповеди развивающего образования, или Раскрытая книга
29-06-2012
Четыре заповеди

Самостоятельность: сам стоЮ, сам стОю...
18-05-2012
Самостоятельность:

Опыты бредогогики от ЕР
17-12-2010
Опыты бредогогики

Цитаты недели
08-08-2010
Цитаты недели

Цитата недели
16-05-2010
Цитата недели

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (28)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх