Рустам Курбатов,
директор Красногорского лицея "Ковчег XXI"
За легализацию Исторической Антропологии!
16 января 2013
9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник.
Да, государственная программа. Да, единый экзамен. Но – это не история.
История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход – уже устоявшаяся истина, в школе – недопустимая ересь.
Мы не в силах изменить государственный стандарт по истории, и еще несколько поколений детей будут составлять таблицу о «трех кризисах Временного правительства».
Наша задача – показать, что в школе может преподаваться Другая история.
Обычная жизнь обычного человека. Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живет? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховной власти или смеется над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку – «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю к человеку.
Но – еще один шаг! Не просто история человека – а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир.
Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории.
Ребенок в первобытном обществе, в культуре Античности, в Древнем Китае, в эпоху средневековья… Отношения с родителями, запреты и наказания, отношения с братьями и сестрами, домашние обязанности, игры, обучение грамоте и другим навыкам, «философские вопросы» ребенка о рождении, смерти и смысле жизни, представления о времени и пространстве, о других странах и народах, отношения между мальчиками и девочками, переживание периода полового взросления, принятие ребенка во взрослое общество – вот некоторые темы из курса, который может называться Мир Глазами Ребенка.
Комментарий
Исторически развивающийся Мир Человека глазами Человека (такими же, исторически развивающимися) - можно называть это хоть антропологизацией образования, сути не изменит: это тот взгляд, который необходимо формировать в детском саду, в школе, в университете. И не только в рамках трансляции гуманитарных знаний или приобщения к искусствам.
Смена физических картин мира - это не просто его «переустройство» в сознании людей, это – «переустройство» самого сознания, опыт которого должен пережить школьник или студент. Где об этом в курсе физики?
Чтобы понять периодический закон, нужно окунуться в мир Дмитрия Ивановича, прожить по часами, минутам «День великого открытия», как сделал это акад. Бонифатий Кедров в своей одноименной книге. Вы найдете это в учебниках химии?
Или почему Дарвин был знаком с опытами Менделя по выращиванию гороха, но остался к ним равнодушен? Равнодушие – от различия типов мышления в биологии, которые в итоге удалось в большей или меньшей степени сообразовать друг с другом. А чтобы ребенок не остался ко всему этому равнодушен, он должен «примерить на себя» тот и другой тип мышления, прочувствовав необходимость и естественность их сопряжения.
Кстати, в этих целях комплект школьных и вузовских учебников могли бы дополнить две великолепные книги Георгия Гачева - «Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке» (М., 1991) и «Математика глазами гуманитария» (М., 2009).
…Ах, как хочется переписать программы и учебники, по-новому подготовить учителей! Увы, во времена беспрецедентного административного разгрома образования – все это фантазии впрок. С надеждой на то, что кто-нибудь когда-нибудь воспользуется их плодами.
На развитие сайта