Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Об антропологизации образования: фантазии впрок

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 646
  •  
    • 0

Рустам Курбатов


Рустам Курбатов,
директор Красногорского лицея "Ковчег XXI"

За легализацию Исторической Антропологии!


16 января 2013


9 класс. Учим историю. Три кризиса Временного правительства: причины, лозунги, последствия… Кто помнит, пусть бросит в меня учебник.


Да, государственная программа. Да, единый экзамен. Но – это не история.


История, по крайней мере, для подростков, должна была бы быть скорее Историей Человека: его повседневной жизни и «картины мира». Для науки такой подход – уже устоявшаяся истина, в школе – недопустимая ересь.


Мы не в силах изменить государственный стандарт по истории, и еще несколько поколений детей будут составлять таблицу о «трех кризисах Временного правительства».


Наша задача – показать, что в школе может преподаваться Другая история.


Обычная жизнь обычного человека. Что у него на столе? Во что он одевается? В каком доме живет? Каким транспортом пользуется? Как воспитывает детей? Как добывает себе «хлеб насущный»? Как отмечает праздники? Боится ли верховной власти или смеется над ней? Ходит к врачу или лечится сам? Что видит во сне и как объясняет себе смысл сновидений? Историческую антропологию интересует всё, что имеет отношение к человеку – «всё, что пахнет человечиной», по словам Марка Блока, известного французского историка, одного из тех, кто почти век назад «развернул» историю к человеку.


Но – еще один шаг! Не просто история человека – а История Ребенка и того, как он воспринимает наш взрослый мир.


Мир Глазами Ребенка – вот программа-максимум для школьного курса истории.


Ребенок в первобытном обществе, в культуре Античности, в Древнем Китае, в эпоху средневековья… Отношения с родителями, запреты и наказания, отношения с братьями и сестрами, домашние обязанности, игры, обучение грамоте и другим навыкам, «философские вопросы» ребенка о рождении, смерти и смысле жизни, представления о времени и пространстве, о других странах и народах, отношения между мальчиками и девочками, переживание периода полового взросления, принятие ребенка во взрослое общество – вот некоторые темы из курса, который может называться Мир Глазами Ребенка.


www.echo.msk.ru/blog


Владимир Товиевич КудрявцевКомментарий

Владимир Кудрявцев

: Предложение Рустама Курбатова (говорю здесь только о «первом шаге») - не только для курса истории. Хотя преподавать его в духе Школы Анналов, как минимум, логично. Независимо от профессионального отношения историка к трудам Блока или Февра. Любое  нормальное (развивающее) образование мыслимо лишь как включение ребенка в процесс  открытия  главного - «человеческого в человеке», которое совершается в истории всемирной культуры. И его одновременное самораскрытие – внутри ребенка.


Исторически развивающийся Мир Человека глазами Человека (такими же, исторически развивающимися) - можно называть это хоть антропологизацией образования, сути не изменит: это тот взгляд, который необходимо формировать в детском саду, в школе, в университете. И не только в рамках трансляции гуманитарных знаний или приобщения к искусствам.


Смена физических картин мира - это не просто его «переустройство» в сознании людей, это – «переустройство» самого сознания, опыт которого должен пережить школьник или студент. Где об этом в курсе физики?


Чтобы понять периодический закон, нужно окунуться в мир Дмитрия Ивановича, прожить по часами, минутам «День великого открытия», как сделал это акад. Бонифатий Кедров в своей одноименной книге. Вы найдете это в учебниках химии?


Или почему Дарвин был знаком с опытами Менделя по выращиванию гороха, но остался к ним равнодушен? Равнодушие – от различия типов мышления в биологии, которые в итоге удалось в большей или меньшей степени сообразовать друг с другом. А чтобы ребенок не остался ко всему этому равнодушен, он должен «примерить на себя» тот и другой тип мышления, прочувствовав  необходимость и естественность их сопряжения.


Кстати, в этих целях комплект школьных и вузовских учебников могли бы дополнить две великолепные книги Георгия Гачева -   «Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке» (М., 1991) и «Математика глазами гуманитария» (М., 2009).


…Ах, как хочется переписать программы и учебники, по-новому подготовить учителей! Увы, во времена беспрецедентного административного разгрома образования –  все  это фантазии впрок. С надеждой на то, что кто-нибудь когда-нибудь воспользуется их плодами.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Цитата недели
16-05-2010
Цитата недели

2-я Всероссийская педагогическая конференция «Образовательная политика-2009: кризис и антикризисные программы»
21-04-2009
2-я Всероссийская педагогическая конференция

Открытие новых специальностей в аспирантуре и докторантуре РГГУ
07-02-2008
Открытие новых специальностей в аспирантуре и

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 января 2008 года Российский
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх