Гагра, август 2012 г. Закат на море.
Дорогие друзья!
В диалоге Платона «Алкивиад I» звучит знаменитая реплика: «…Это чувство - удивление - чрезвычайно свойственно философу: ибо у философии нет иного начала, чем это».
Не станем забывать, что в силу особого синтетичного, порой синкретичного устройства античного мышления, всякое научное (и не только) познание так или иначе приобретало форму философствования. А философия не обобщала «науки», а продолжала, точнее сказать – жила внутри них. Выражая их суть, их начало, их исходный пункт. Пункт удивления.
А удивление – это не просто аффект разума, это – особое отношение к его предмету.
Всем людям свойственно удивляться, но удивляются они, как известно, разному. Мыслитель, ученый удивляется там, где обычный человек не находит ничего удивительного. Ибо это либо настолько далеко от него, что «зашкаливает» в уме, либо, наоборот, кажется настолько знакомым, изведанным, самоочевидным, что не воспринимается как счастливый шанс задуматься. Т.е., говоря языком психологии, находится или над порогом или под порогом ума. Пещерного жителя невозможно поразить фактом существования идеальных объектов, вроде генетического кода или бесконечно малой величины, да и такие вполне реальные объекты, как нейтрино или черная дыра едва ли потревожат его интеллектуальный покой. А садовника, если он втайне не штудирует механику, падающие яблоки вряд ли натолкнут на выведение универсального физического закона. Тысяча раз был прав великий поэт, мыслитель и ученый И.Гете, заметив: «труднее всего видеть то, что лежит перед глазами».
Но и с учеными все далекое не просто. Разве физики не сиживали в осенних садах до Ньютона? И что-то ведь помешало Дарвину, который был осведомлен об опытах своего современника монаха Менделя с горохом, придать им хоть какое-то значение?
Давайте немножко поиграем (весьма произвольно) со словом «удивление». Удивление – это от дива… Диво… Dioпо-итальянски – Бог. А по-гречески он – theos. Диво, Дио, Тео… У-дивляться – это, когда где-то рядом Бог (использую это слово как метафору). В предмете, за твоей спиной, в тебе, которому открывается предмет. Это он тебя приблизил, подтолкнул, притянул к предмету, к себе. А другие проходят мимо. Он любит всех, но «поцеловал»-то тебя… И уже это удивительно!
Удивляйтесь, господа, и не стесняйтесь своего удивления! Бог с вами!
И – с праздником!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта