“Расширение цивилизации, а также ее стратификация и специализация вынуждают детей строить модель своего “эго” на основе меняющихся, изолированных и противоречивых прототипов”, - Эрик Хомбургер Эриксон.
Этот великий психолог, помимо всего прочего, ввел понятие "возрастной задачи", которое корреспондирует с леонтьевским "ведущим типом деятельности". Сейчас человечество "озадачено" и "обеспечено деятельностями" во многом не "по возрасту". . . . Отсюда - исторически объяснимая путаница в задачах и деятельностях. Отсюда и разочарование как в "деятельностном подходе", так и в концепции Эриксона (см., например, ее критический анализ в книге социолога Зигмунта Баумана "Индивидуальность в глобализирующемся обществе" ).
Кстати, сам термин "ведущий тип деятельности", возможно, заимствован А.Н.Леонтьевым у его учителя Л.С.Выготского, который, конечно, не был не только пионером, но и теоретиком "деятельностного подхода". Тем не менее, в его записках-конспекте к лекциям по психологии детей дошкольного возраста читаем вопрос: "Игра как преобладающий или ведущий тип деятельности (дошкольника)?" (Приложение к кн.: Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 289).
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта