Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Олег Смолин. Славу поем... безумству (Алло, мы ищем таланты)

Олег Смолин. Славу поем... безумству (Алло, мы ищем таланты)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 510
  • печатать
  •  
    • 0








Советская Россия. 2013. № 36 (13835). 4 апреля

 



 


 


 


«Каждый человек талантлив» – так звучит первая фраза Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной президентом РФ 3 апреля 2012 г. Утвержден также план мероприятий по реализации концепции. А чтобы она не осталась на бумаге, создан Национальный координационный совет (НКС) по поддержке молодых талантов России. 15 марта в Высшей школе экономики состоялось очередное заседание НКС.


 


Представляя нам результаты Всероссийского опроса общественного мнения по вопросам поддержки и развития талантливых детей, социолог Елена Петренко с гордостью сообщила: наконец-то мы вышли (хотела, видимо, сказать: высвободились) из советской «шинели», т.е. покончили с уравнительной психологией. Доказательство – значительный процент тех, кто согласен с утверждением: прогресс общества определяет творческое меньшинство, составляющее 3–5% населения. Так думают теперь 36% граждан страны.


Вообще-то я убежден, что это либеральные стереотипы, чтоб не сказать – глупости. Гораздо глубже и ближе к истине представляется мне формула К. Маркса: вместе с основательностью исторического действия будет расти объем массы, делом которой оно является. Однако НКС – не место для идеологических дискуссий: и без того я там в «подавляющем меньшинстве». Вместо этого вежливо спрашиваю: во сколько обошлось исследование и какие рекомендации Национальному координационному совету готовы дать социологи?


Ответ: сколько стоило – авторы не помнят, а задача вырабатывать рекомендации вообще не ставилась. Если бы была поставлена, респондентов обязательно опросили бы на предмет рекомендаций. Удивительно, но факт: людям, именующим себя социологами, даже в голову не пришло, что рекомендации на основе исследования они могли и должны были выработать сами!


Прошу слова и начинаю с того, что, конечно, наука – это способ удовлетворения частного любопытства за государственный счет. Однако представленные нам результаты уж очень тривиальны. В другом месте сказал бы: натуральная банальщина. Но статус совета обязывает: кругом профессора, академики, заместители министров, на худой конец депутаты…


Продолжаю: гораздо глубже и практически важнее представляются мне результаты европейского социального исследования (ЕSS), с которыми познакомился несколько лет назад. Исследование проводилось в 32 странах по вполне репрезентативной выборке с использованием современных методик. Его результаты показали: с советской «шинелью» (духовно-нравственной традицией) значительная часть наших людей действительно покончила; но при этом оказалась в другой «шинели» (не знаю уж, гоголевской или какой), характерной для более низкой стадии развития цивилизации.


Так, в советскую эпоху мы были в числе мировых лидеров по ориентации на так называемые постматериальные (духовные) ценности; в послесоветскую наши показатели в этом отношении примерно вдвое хуже, чем в социальных государствах Европы.


В советскую, а отчасти и в досоветскую эпоху мы принадлежали к народам общинным, коллективистическим, «соборным». Теперь же для массового сознания характерны глубокая атомизация, одиночество и утрата смысла. Согласно данным ЕSS, около 30% российских граждан заявили, что практически никогда не общаются с друзьями. В социальных государствах Европы примерно 60% женщин имеют мужа или постоянного друга; в России – около 40%.


Однако быть может, самый печальный результат, полученный социологами, – распространение вместо коллективистической психологии конкурентного индивидуализма. Его характерная черта – чувство удовлетворения не столько от собственного успеха, сколько от поражения другого.


Стараюсь убедить членов НКС: для развития талантов нации социальная солидарность не менее важна, чем стремление к достижениям. Более того, опыт СССР, Японии, Южной Кореи и Финляндии доказал: для модернизации страны, для экономического, технологического и социального прорыва высокий образовательный уровень населения в целом важнее отдельных достижений выдающихся личностей. Именно доступность высококачественного образования каждому человеку, независимо от места жительства, национальной принадлежности и социального положения, позволило нашей стране, несмотря на человеческие потери в результате войн, революций и репрессий, впервые в своей истории стать второй экономикой в мире, второй научной державой и войти в тройку мировых лидеров по интеллектуальному развитию.


А что мы видим сейчас?


1. Эксперты, в том числе мои оппоненты, признают, что 20% старшеклассников функционально неграмотны в смысле грамотности чтения: текст читать могут, а понять не способны.


2. По убеждению моего учителя и многолетнего декана исторического факультета ОмГПУ, профессора Виктора Худякова, уровень исторических знаний выпускника современного педагогического либо классического университета примерно равен уровню хорошего советского школьника.


3. Недавно в YouTube были выставлены фрагменты видео об отборе ведущих для новостных программ на Общественном телевидении. По поводу того, куда впадает Волга, прозвучали такие мнения: «Волга впадает в Енисей», «в Амурский залив», «в океан». Единственная девушка, давшая правильный ответ – в Каспийское море, – тут же засмущалась и добавила: «Наверное, я сказала глупость».


В ноябре прошлого года в «Вестях-24» был показан опрос аспирантов и студентов последних курсов московских педагогических университетов. Приведу ответы лишь одного из опрошенных, остальные отвечали примерно так же.


Антон Ткаченко, выпускник Вологодского педагогического университета, аспирант Московского городского педагогического университета, филолог:


– Я бы хотела, чтобы вы постарались вспомнить, из какого это произведения и кто автор: «Безумству храбрых поем мы славу»?


– Скорее всего, что-нибудь из Лермонтова, если я не ошибаюсь. Может быть, ошибаюсь.


– Эрих Мария Ремарк мужчина или женщина?


– Женщина.


– Жорж Санд?


– Мужчина.


– С кем стрелялся Пушкин?


– С Дантесом.


– А Лермонтов?


– Стрелялся?


– Да. Или он не стрелялся?


– Вы надо мной издеваетесь?


– Как, по-вашему, умер Лермонтов?


– А черт его знает!


Вновь обращаю внимание членов НКС на представленные нам социологические данные. Из них следует: каждый третий опрошенный полагает, что современная школа способствует развитию творческих способностей ребенка; каждый второй убежден в обратном; остальные с ответом затруднились. Факт налицо: большинство не считают современную школу творчески ориентированной. Не потому ли, что стратегия поддержки и развития талантов избрана неверно, причем этот неверный курс продолжается?


Объясняю: таланты можно развивать двумя основными способами.


Первый: отобрать талантливых путем проведения различных конкурсов и олимпиад; отделить их от остальных; «выращивать» отдельно в специальных школах и стимулировать специальными мерами поддержки (грантами).


Второй: в каждом учебном заведении стремиться создать такие условия, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в самых разных видах деятельности; определить те виды, к которым он наиболее способен и мотивирован; развивать таланты каждого человека, а не только наиболее способных.


Первая стратегия ориентирована на формирование творческой элиты; вторая – на творчество для всех.


В советский период наша страна шла двумя путями сразу: были олимпиады и специальные школы, равно как и многолетние дискуссии об эффективности таких школ; но ключевым стратегическим направлением считалась творческая педагогика для всех, которой, повторю, мы во многом и обязаны успехами отечественной образовательной системы.


Выступая на НКС, я не отрицал возможность первой стратегии, но категорически высказался против того, чтобы она оставалась единственной. Между тем, судя по плану мероприятий Национального координационного совета, речь идет главным образом об этом.


Поддержал я и два предложения моего постоянного оппонента, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова:


1) обеспечить бесплатность гимназий при ведущих университетах, в которые будут отбираться наиболее способные дети;


2) в рамках конкурсов и олимпиад ввести специальные квоты для детей из бедных семей, для детей с ограниченными возможностями в смысле здоровья и т.п.


Однако главная моя идея состояла в том, чтобы на одно из ближайших заседаний НКС пригласить оставшихся, несмотря на тотальную бюрократизацию, выдающихся отечественных педагогов и вместе с ними обсудить следующие вопросы:


– Как обеспечить условия для творческого развития по возможности каждому ребенку?


– Как устранить бюрократические завалы на этом пути, в том числе те, про которые Евгений Ямбург высказался так: школа всё более превращается в место, где дети и учителя мешают руководству работать с документами?


– Какие изменения внести в стратегию поддержки молодых талантов, чтобы творческая педагогика для всех стала ее ключевым направлением?


Ярослав Кузьминов отреагировал блестяще: заявил, что согласен со своим постоянным оппонентом Олегом Смолиным и готов предложить проведение конкурсов и олимпиад в России на командной основе, дабы препятствовать развитию конкурентного индивидуализма среди молодежи!


В чем, в чем, а в остроумии Ярославу Ивановичу не откажешь. Как известно, лучший способ победить противника – это задушить его в объятиях. Вместо того чтобы принять мои предложения о принципиальном изменении стратегии, их рекомендуют включить в другую стратегию, не меняя ее смысла, и тем самым чуть-чуть социально окрасить всё тот же радикально-либеральный курс.


Под занавес порадовала Ольга Голодец. Она рассказала членам НКС, как изучала опыт Финляндии. А в этой стране каждому школьнику, помимо учебной программы, создают условия для того, чтобы он мог опробовать свои способности в разных видах труда, включая техническое моделирование, домоводство, обучиться игре на музыкальных инструментах и т.д., и т.п. Повторю: каждому школьнику. В Финляндии не был. Но судя по тому, что слышал, эта страна сохранила и модернизировала советскую модель образования. Там нет ЕГЭ. Набор предметов до определенного возраста является обязательным для всех. Элитарные школы на стадии начального и основного общего образования отсутствуют. Не потому ли во всех последних международных сравнительных исследованиях финские школьники регулярно входят в лидирующую группу, а то и просто занимают первые места?


Что ж, если заместитель председателя правительства намерена вернуть нам советские достижения в финской упаковке, двумя руками голосую за!


По теме на сайте:


Умные должны командовать умными (из интервью Владимира Кудрявцева казахстанскому телеканалу «Хабар»)


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Поддержка одаренных детей: найти и обеспечить
23-03-2013
Поддержка одаренных

На всех талантов образования не напасешься!
17-12-2012
На всех талантов

Колонка Ильи Раскина. Таланты и поклонники
02-12-2010
Колонка Ильи

Умные должны командовать умными (из интервью Владимира Кудрявцева казахстанскому телеканалу «Хабар»)
12-10-2010
Умные должны

Информация к разным размышлениям. Заседание секции Общественной палаты по развитию творческого потенциала нации
29-04-2010
Информация к разным

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (22)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх