Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Александра Чканикова. Играющие на флейте (Картинки из школы, у которой есть своя мелодия)

Александра Чканикова. Играющие на флейте (Картинки из школы, у которой есть своя мелодия)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 745
  •  
    • 0
"Каким должен быть человек, окончивший школу? Он должен быть человеком веселым, спокойным, умелым, способным создавать". Бывают  и такие "образовательные стандарты". Собственно, только такие и должны быть.    

Отчет Саши Чканиковой, когда-то моей студентки, о дне, проведенном в учреждении, которое носит заслуженное название - "школа".

Владимир Кудрявцев


 

 В конце апреля мне удалось провести целый день в вальдорфской школе имени Януша Корчака в Беэр-Шеве, в Израиле. Школе всего восемь лет, ее директору Йонатану – не больше сорока. Учителя нетвердо знают его по фамилии, потому что им это не нужно. Здесь все заняты исключительно детьми…


Был вторник, а по вторникам с утра в небольшом городском парке проводится урок рукоделия для первоклассников. У них профилирующий предмет – вязание.

Дети все разные, как с интернациональных буклетов, – рассаживаются, достают цветастые мешочки на тесемках с торчащими оттуда деревянными спицами. Вынимают свое рукоделие. У кого-то связан уже длиннющий чулок, у кого-то – только первые два ряда. Маленький мальчик, не дожидаясь команды, начинает набирать петли на палец. Его сосед вынимает ворох ниток и путается в них, как котенок. Учитель тем временем говорит мне: «Вязание – ключ ко всему, и к моторике, и к математике… У нас тут каждый день сплошная «История с узелками».
Дети вяжут чехольчики для флейты.


Свяжут – и будут до восьмого класса носить в них свой инструмент. На инструментах тут играют все, ибо музыка – это второй ключ к пониманию математики.
Но вот и урок наконец-то начинается. Сначала учительница негромко поет одну песню, потом чуть громче другую, наконец, добавляет жесты, и дети начинают мало-помалу за ней повторять. Потом чинно здороваются и садятся за работу.


Я вижу шестнадцать детей и троих взрослых: учитель рукоделия, учитель класса и его помощник. Дети между тем увлеченно болтают, некоторые и не вяжут вовсе, но никаких замечаний не поступает. У одного мальчика дела совсем не клеятся, учительница берет его вязанье и начинает работать сама, а он смотрит на ее руки и пальцами повторяет те же движения.


Урок незаметно заканчивается, дети чинно укладывают вязанье в мешочки и бегут гулять по парку. Я, конечно, удивляюсь тому, что у большинства детей вязания словно бы и не прибавилось. Но учитель нисколько не огорчен:
– Да, они пока работают очень медленно, за один час хорошо если по одному ряду сделают, а кто и совсем ничего, но есть и те, кто уже сейчас заканчивает свой чехольчик. Все знают, что результатом считается сделанная вещь.
Далее я узнаю, что во втором классе ученики будут вязать перчаточных кукол и маленьких зверьков и играть с ними спектакли. В третьем – изготовят себе по шапочке и так полюбят их носить, что даже летом захотят надевать.
Наконец, в десять утра мы приезжаем в школу. Небольшое опрятное здание посреди сада. Уроки давно идут, но дети на улице. Тут баскетбольная площадка и физкультура, там школьная грядка и ботаника. Кто свой арбуз выращивает, кто кольраби, кто клубнику – индивидуальный подход к детям и к овощам.


А сама школа изнутри больше всего напоминает мастерскую. Прямо у входа стопкой лежат холсты, в гигантском стакане кисти всех мастей, на стенах валяные панно и рисунки. Под рукоделие отведено сразу три кабинета: тут корзины с мягчайшей шерстью, ткани, россыпи нитей всех цветов – очень живописно. На учительском столе маленький деревянный манекен, одетый в платье времен Ренессанса. Бархат, золотая нить, головной убор, аксессуары – все правдоподобно, как для музея.


– Это наш Куколь, – рассказывает учитель. – Каждый год решаем, как его обшить. Сделали костюм эпохи, которую шестой класс проходил, скоро переоденем его в барокко.


Здесь это принцип: сделать немного, но качественно. В углу кабинета на большом манекене висят старинные вышитые жилеты и шали. Это, оказывается, музей. Дети пытаются понять технику вышивки и повторить ее в своих работах – хоть по кусочку, но в точности. Такой тут принцип: лучше чуть-чуть, но настоящего; небольшой фрагмент, но не подражание, а хорошая копия.


То есть если седьмой класс весь год знакомится с эпохой Возрождения, то на стенах их кабинета карандашные рисунки – копировали работы Леонардо. Перед кабинетом шестого класса – лавры, колонны, тоги. Весь год проходили античность.


Заглядываю в другие кабинеты, но детей там нет. Оказывается, восьмой класс ушел на репетицию спектакля, а третий класс пустой, потому что дети проходят профессию строителя и ваяют дом из глины на заднем дворе, забегают только воды попить.


Еще есть пустая комнатка с бледно-розовыми стенами. Здесь вся школа собирается на еженедельный концерт. Все рассаживаются на полу перед пианино и 15–30 минут слушают живую музыку – приглашают только хороших музыкантов.


Чуть позже я увидела это своими глазами: дама исполнила несколько фортепьянных пьес, одни дети внимательно слушали, другие клевали носом. Похлопали, ушли, никакого разговора об этом концерте с ними вести не будут. «Мы даем – они берут, вот и все», – скажет учитель. Что интересно, ни журналов, ни отчетов, ни планов у них нет. Один раз, когда-то в начале работы здесь – давно, в общем, сдал учитель некое подобие концепции предполагаемых занятий – и довольно. Приходишь в школу, работаешь с детьми, уходишь.


В школьном дворе нахожу директора школы, улыбчивого, скорого на ногу Йонатана в красной клетчатой рубашке. Он стоит на скамье во дворе, восьмиклассники репетируют Шекспира. Но ответить на мои вопросы он соглашается:
– Идея школы очень простая – дать детям максимально широкое поле для самореализации, предоставить возможность заниматься самыми разными вещами. Мы стараемся подгадать каждое занятие под возраст, чтобы все умения пришли к ребенку вовремя… Каким должен быть человек, окончивший школу? Он должен быть человеком веселым, спокойным, умелым, способным создавать. А в учебу ради теста я не верю, мне непонятна такая результативность. Хотя мои дети, я уверен, покажут высокие результаты и по английскому, и по математике.
Уже сейчас первоклашек гораздо больше, чем было вначале. Школа с вальдорфскими принципами для системы образования Израиля нетипична, но спрос на нее устойчив. Проблема такая: и популярность, и рост численности будут губительны для этой маленькой уютной школы.


…Тоненькая девочка путается в средневековом платье, кто-то задумчиво перебирает клавиши аккордеона, мальчики, одетые фавнами, пробуют играть на флейтах, а кто-то раскачивается на самодельных качелях. Йонатан возвращается к детям…


Певрое сентября. 2013. № 9.




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Напоминание родителям: тестирование будущих первоклассников - вне закона!
04-04-2008
Напоминание родителям: тестирование будущих

С Днем Учителя!
02-10-2005
С Днем Учителя!

"Учить гораздо труднее, чем учиться... а почему учить труднее, чем учиться? Не потому, что тот, кто учит, должен владеть большим
Отказать в праве учиться
29-04-2005
Отказать в праве учиться

  • Календарь
  • Архив
«    Август 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Август 2018 (33)
Июль 2018 (49)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх