Злоключения ума в России - не новость, про них рассказывают уже в школе (похоже, все чаще - с целью предостережения). Не новость - и их современная форма, о которой, разве что, ночами могли мечтать самые умственно отсталые советские и партийные руководители. В СССР ум приберегали «про запас» - на «ракеты», на «демонстрацию преимуществ». Сейчас «ракет» не делают и никому ничего не демонстрируют. Ибо нечего – кроме карнавально раздутых щек и стиснутых кулачков, что и не устают являть разнопошибные власти.
Вот и мой коллега Владимир Львовский выразил свое отношение к ситуации, о которой уже рассказывалась на сайте: умного и принципиального директора-создателя кемеровской школы, где два десятелетия учили умных и воспитывали принципиальных юных граждан («по системе Эльконина-Давыдова»), вынудили покинуть свое детище.
Многие уже знают, что Вячеслава Рудольфовича Лозинга вынудили уйти с поста директора гимназии №42 г. Кемерово. Этому посвящены дискуссии в группе Вести образования. Меня попросили написать свой отклик на это событие для газеты "Вести образования", но в последнем номере свою краткую заметку не обнаружил. Поэтому публикую здесь.
Таланту не надо помогать, таланту надо не мешать. Моего друга, замечательного человека, мощного теоретика и практика образования Вячеслава Рудольфовича Лозинга заставили уйти с поста директора гимназии, которую он вместе со своей супругой Зинаидой Ивановной Лозинг и соратниками строил много лет. В свободные 90-е мы вместе создавали Международную ассоциацию «Развивающее обучение», когда государству некогда было заниматься подавлением частных инициатив, и можно было спокойно делать свое дело, а не преодолевать бесконечные искусственные препятствия. Лозинг тогда уже был сильным управленцем, очень крепким, устойчивым, уверенным в себе, целеустремленным и точным человеком. Таким же я обнаружил его спустя 20 лет в Кемерово, в выстроенной и выстраданной гимназии в Лесном городке. У меня всегда было впечатление, что он один из всех нас не стареет, не меняется с годами вообще – ни внешне, ни внутренне. Не представляю, как надо мешать этому талантливому человеку, чтобы он отказался от борьбы.
Несколько слов о борьбе. Как-то уже привычным стало, что за хорошее дело надо бороться, надо уметь изворачиваться, угадывать и угождать, отпиливать и откатывать. Плохое дело как-то само собой складывается. Обязательно находится сторонник теории «сам виноват», объясняющий, что надо уметь договариваться, делать правильный пиар, делиться с кем положено, честно соблюдать правила нечестной игры. Очень удобная теория, объясняющая все – холокост, революции и контрреволюции, тюрьмы и виселицы, самоубийства, банкротства, увольнения, эмиграцию. Я предпочитаю виноватить тех, кто организовал по всей стране культ посредственности. Культ циничных и бесцветных мертвяков, которые рвутся к власти и цепляются за власть для того, чтобы мешать живым жить и делать лучше жизнь других. Они виноваты в том, что получили плохое воспитание и так и не стали личностями. Они виноваты в том, что не доросли до духовности, остановились на довольно низком уровне развития и не ставят перед собой задач роста. Стать лидером можно, развивая себя и свое дело, а можно – уничтожая все, что приподнимается выше тебя. Две беды у России – дороги и посредственности. С первым можно справиться, если заставить вторых класть асфальт вместо строительства властных вертикалей.
На развитие сайта