19.06.2013
Подведению итогов прошедшего учебного года и постановке задач на будущий учебный год было посвящено прошедшее 19 июня 2013 года в Минобрнауки России совещание руководителей региональных органов управления образованием.
В своем выступлении Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов подчеркнул важность постоянного прямого диалога с регионами: «Открытое свободное обсуждение лицом к лицу позволяет найти точки взаимопонимания, выявить проблемы и найти пути их решения».
Министр отметил, что сегодня в системе образования одновременно реализуется десятки новых масштабных проектов, конкурирующих между собой за внимание и ресурсы: «Такое напряжение нужно для того, чтобы сделать качественный рывок и решить задачи развития образования в комплексе».
Министр напомнил, что комплексный подход был опробован в рамках проекта по модернизации региональных систем образования, благодаря которому удалось повысить среднюю зарплату учителей до средней по экономике региона и одновременно улучшить инфраструктуру общего образования. В том числе принципиально решить вопрос с обеспечением дистанционным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, с организацией безопасного подвоза к сельским школам, с оснащением школ учебным оборудованием.
«Однако сегодняшние задачи, выраженные в дорожных картах по выполнению Указов Президента, еще более амбициозны и сложны», - сказал Дмитрий Ливанов. Министр поблагодарил регионы за оперативную разработку региональных дорожных карт. Благодаря этому, например, удалось согласовать с экономическим блоком Правительства выделение из федерального бюджета 50 млрд. рублей на обеспечение доступности дошкольного образования в регионах.
Вместе с тем, Министр обратил внимание, что дорожные карты ряда регионов не полностью подкреплены источниками финансирования: «Все ключевые задачи: повышение зарплат педагогическим работникам, расширение охвата дошкольным и дополнительным образованием должны быть выполнены в полном объеме и в установленные сроки. Основная ответственность по обеспечению доступного качественного дошкольного, общего, дополнительного образования лежит на региональном и муниципальном уровне. Мы будем оказывать необходимую поддержку, но в дорожных картах не должно быть мероприятий, не подкрепленных источниками финансирования». «Исполнение Указов Президента требует, чтобы расходы на образование стали абсолютным приоритетом в региональных бюджетах», - подчеркнул Дмитрий Ливанов.
Министр предостерег регионы от ситуации «тришкиного кафтана», когда ресурсы в системе не растут, а перераспределяются: «Мы знаем, что в ряде регионов увеличение заработной платы педагогов сопровождается резким снижением всех прочих учебных расходов. Это недопустимо». При этом, обратил внимание Дмитрий Ливанов, недопустимо искать дополнительные средства в карманах родителей, особенно в сфере дошкольного образования: «Доступность означает не только создание в необходимом количестве новых мест, но и сохранение на прежнем уровне (или разумная индексация) родительской платы. Она не должна стать барьером для малообеспеченных семей».
Другой риск при реализации региональных дорожных карт связан с усилением бюрократического контроля. Министр призвал снизить давление бюрократического пресса посредством повышения информационной прозрачности деятельности образовательных организаций: «Реальные действия по повышению качества образования делаются не в министерствах, а в школах. Учителям надо доверять. Излишний документооборот должен быть сокращен».
Среди других актуальных вопросов для региональной политики обсуждалось введение с 1 сентября 2013 года школьной формы. В этом вопросе «очень важно участие детей, родителей, всех заинтересованных сторон в выработке конкретного стиля, обеспечивающего идентичность школы», - отметил Министр. Также особое внимание Министр попросил обратить на поддержку малоимущих семей, с тем чтобы приобретение школьной формы не стало для них непосильной нагрузкой.
Предстоит также совместная с регионами серьезная работа над ошибками по результатам ЕГЭ 2013 года. Планируется серьёзное повышение безопасности проведения ЕГЭ, изменения в содержании конкретных экзаменов. «Главное, чтобы идеология прозрачности и честности победила. Нечестность наглядно видна из статистической обработки результатов. Проведение нечестного ЕГЭ - повод для вопроса о доверии региональному руководству», - сказал Министр.
В заключение Дмитрий Ливанов подчеркнул, что реализация федеральной образовательной политики невозможна по команде из Москвы. «Модернизация образования является общим делом федерации, регионов, муниципалитетов. Именно на уровне регионов принимаются ключевые действия. Наша задача – помочь вам решить национальные задачи с учетом особых обстоятельств ваших регионов. Для этого нужны сильные и активные лидеры региональных систем образования, настоящие партнеры».
В августе Минобрнауки России запустит программу профессионального развития для региональных управленцев. Планируется, что в будущем критериями оценки их работы станет: честность ЕГЭ, динамика зарплаты педагогов, динамика очереди в детские сады, динамика учебных достижений по результатам национальных и международных исследований.
МАТЕРИАЛЫ К ВЫСТУПЛЕНИЯМ
участников Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области образования
Андрущак Григорий Викторович, Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза
О предварительных итогах и завершении проекта модернизации региональных систем общего образования
Реморенко Игорь Михайлович, Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
О модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году
Зырянова Анастасия Владимировна, Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования
О развитии региональных систем профессионального образования
Золотарева Наталия Михайловна, Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Соболев Александр Борисович, Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования
Развитие сферы дополнительного образования детей и проведение оздоровительной кампании в 2013 году
Страдзе Александр Эдуардович, Директор Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики
О ходе государственной итоговой аттестации (в том числе ЕГЭ) в субъектах Российской Федерации
Семченко Евгений Евгеньевич, Начальник Управления контроля и оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
О разработке и введении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
Шелпаков Сергей Васильевич, Заместитель Министра спорта Российской Федерации
О перспективах деятельности организаций для детей сирот и лиц оставшихся без попечения родителей
Кабанов Владимир Львович, Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
О концепции развития математического образования в Российской Федерации
Семенов Алексей Львович, Академик Российской академии наук
О концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации
Казаков Кирилл Вячеславович, Директор ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»
Кузнецов Алексей Игоревич, Министр образования и науки Челябинской области
Современный детский сад в Югре: технологические и проектные решения
Ковешникова Любовь Николаевна, Директор Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Энергосберегающие технологии при строительстве детских садов
Дамдинов Алдар Валерьевич, Министр образования и науки Республики Бурятия
Наумова Наталия Александровна, Министр образования и науки Краснодарского края
Владимиров Афанасий Семенович, Министр образования Республики Саха (Якутия)
Об организации Всероссийского конкурса «Территория дизайна. Новый облик детских садов»
Троценко Софья Сергеевна, Президент Фонда поддержки современного искусства «ВИНЗАВОД»
Актуальные вопросы организации питания в дошкольных учреждениях
Маслов Сергей Владимирович, Вице-президент АНО «Институт отраслевого питания»
На развитие сайта