Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » К 150-летию дошкольного образования в России

К 150-летию дошкольного образования в России

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 362
  • печатать
  •  
    • 0
К 150-летию дошкольного образования в России


Уважаемые коллеги, дорогие друзья! 
 
Примите поздравления мои с нашим общим профессиональным праздником – Днем работников дошкольных работников! Праздник, который ежегодно отмечается 27 сентября, – молодой, ему нет еще 10 лет. Зато приурочен он к историческому событию – открытию в России самого первого детского сада. Этот сад распахнул свои  двери на Васильевском острове Санкт-Петербурга осенью 1863 г. И хотя возможности создания детских садов в нашей стране обсуждались раньше,  нынешний год мы можем считать юбилейным – годом 150-летия российского дошкольного образования.  
 
Основательницей детского сада на Васильевском острове была Софья Андреевна Люгебиль, супруга профессора Санкт-Петербургского университета Карла Якимовича Люгебиля, известного специалиста в области античной филологии и истории. К.Я. Любегиль,  интересовавшийся педагогикой вполне профессионально (помимо всего прочего, он изучал дидактику древних языков, оставив ряд работ на эту тему) выступил соучредителем сада.  
 
В 1866 г., спустя 3 года после открытия первого российского сада Софией Любель в там же, в  Санкт-Петербруге свой, не менее знаменитый детский сад организовала Аделаида Симонович. В саду Симонович, в российской почве успешно «прижилась» система Фребеля, последовательницей которого она являлась. Очень скоро фребелистское движение получило значительный размах: были организованы фребелевские общества, курсы по подготовке воспитателей и даже специальный женский педагогический институт.
 
Между тем, Фребель не только обогатил лексикон человечества словосочетанием «детский сад», переводимым почти на все языки мира, и известен не только как родоначальник европейской системы дошкольного образования. Наряду с А. Дистервегом его справедливо причисляют к основоположникам педагогики развития. Дошкольное образование мыслилось Фребелем только как развивающее.  Таким же он строил его на практике – в виде различных форм жизни воспитанников своего детского сада.
  
Эта линия была подхвачена и продолжена в российском, а затем и советском дошкольном образовании (притом, что со временем на Фребеля обрушился шквал критики).  Идеи развивающего образования в дошкольной педагогике подкрепила мощная научно-психологическая основа, созданная  усилиями выдающихся отечественных ученых ХХ столетия - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца,  Д.Б. Эльконина. Наиболее значительные инновации в советском и российском дошкольном образовании базируются на этих идеях. Можно сказать, что само развитие стало фактическим «стандартом» для авторов многих дошкольных программ в нашей стране.
 
С 1 сентября 2013 г. вступил в действие ФГОС дошкольного образования. За всю 150-летнию историю российское дошкольное образование впервые сталкивается с таким феноменом, как «стандартизация». В 90-х гг. прошлого столетия возможность введения дошкольного образования обсуждалась. В итоге предпочтение отдали «рамочным» примерным требованиям к программам дошкольного образования, которые, как казалось, более отвечали его специфике. Тогда как со «стандартизацией» связывались  школьные и послешкольные модели образования. Но именно дискуссии по поводу школьных стандартов, поиски новых путей их построения на базе идей развивающего образования, по сути, заставили переосмыслить само понятие стандарта. Оказалось, что стандарт может и должен ориентировать педагогов на превращение образовательного содержания в систему источников  и инструментов развития ребенка. В такой трактовке понятие «стандарт» уже не несло дошкольному образованию угрозы «школяризациии», отвечало его уникальным особенностям и историческим традициям. 
 

 

 

Идея развития, связывая воедино основные позиции и понятия ФГОС дошкольного образования, несомненно, создает предпосылку для того, чтобы оно стало органичной частью – базовым уровнем российской образовательной системы (как то определено новым законом «Об образовании в РФ»).
 
Тем не менее, впереди большая работа по осмыслению – не только педагогическим, но и всем взрослым сообществом – своеобразия стандарта дошкольного образования. Итогом этого осмысления должна стать разметка «точек роста» дошкольного образования – развивающегося настолько,  насколько носящего развивающий характер.  Не в виде благих пожеланий и «прожектов», а в ходе реального создания новых форм жизни детей и взрослых в детском саду и «вокруг» него.

 

Сегодня речь идет о возвращении детям полноценного дошкольного детства силами дошкольного образования. Детям и обществу в целом.
 
Если хотите, это – наша «историческая задача», миссия и перспектива.
 
Да сопутствует нам удача, которую, никто кроме нас, не сможет превратить в успех! Кроме нас и наших детей.  

Стремления творить, радости и счастья созидания Вам, дорогие коллеги!

Ваш

Владимир Кудрявцев


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В Совете Федерации обсудили доктрину дошкольного образования
23-11-2013
В Совете Федерации

Педагогические журналы поздравляют с Днем дошкольного работника
27-09-2013
Педагогические

Поддержим проект стандарта дошкольного образования содержательным обсуждением
18-06-2013
Поддержим проект

14 июня 2013 г. в пресс-центре РИА Новости
Проект ФГОС дошкольного образования представлен на обсуждение
14-06-2013
Проект ФГОС

С Днем работника детского сада и дошкольного образования!
27-09-2010
С Днем работника

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (31)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх