[img]http://yesteryearsnews.files.wordpress.com/2012/09/john-dewey-children.jpg?w=450[/img]
«Чистый разум как средство приближения к истине похож на паука, выплетающего свою паутину из самого себя. Паутина регулярна и искусна, но она всего лишь ловушка. Пассивное накопление опыта – традиционный эмпирический метод – напоминает работу муравья, озадаченно снующего по кругу, собирая и громоздя горы всяческих материалов. Истинный метод, тот которому стал бы следовать Бэкон, сравним с действиями пчелы, которая берет вещества из внешнего мира, подобно муравью, но в отличие от этого усредненного создания, крушит и видоизменяет добытый материал, чтобы заставить его отдать таящиеся в нем сокровища» (Джон Дьюи, философ, социолог, психолог, педагог).
«.Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» (Карл Маркс, философ, экономист).
«…Если понимать голову натуралистически, т.е. как материальный орган тела отдельного индивида, то никакой принципиальной разницы между архитектором и пчелой не окажется. Ячейка из воска, которую лепит пчела, тоже имеется «заранее», в виде формы деятельности насекомого, запрограммированной в ее нервных узлах. В этом смысле продукт деятельности пчелы тоже задан «идеально», до его реального осуществления. Однако формы деятельности животного прирождены ему, унаследованы вместе со структурно-анатомической организацией тела. Форма деятельности, которую мы можем обозначить как идеальное бытие продукта, никогда не отделяется от тела животного иначе как в виде некоего реального продукта. Принципиальное отличие деятельности человека от деятельности животного состоит именно в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна способность не наследуется вместе с анатомической организацией тела. Все формы деятельности (деятельные способности) передаются здесь только через формы предметов, созданных человеком для человека. Поэтому индивидуальное усвоение человечески-определенной формы деятельности, т.е. идеального образа ее предмета и продукта, превращается в особый процесс, не совпадающий с предметным формированием природы. Отсюда сама форма деятельности человека превращается для человека в особый предмет, в предмет особой деятельности» (Эвальд Ильенков, философ, психолог-теоретик).
На развитие сайта