Когда мы говорим о дополнительном образовании, необходимо задаться вопросом – а как появилась та школа, которую мы все знаем? Ведь «дополнительное» образование сейчас дополняет школьное. Первые школы появились в городах Древней Греции. Если мы посмотрим на них, то поймем, что это была, как бы мы сказали сейчас, досуговая система социализации детей. Это была в своем роде уникальная система, и она тоже дала миру очень достойных учителей – Сократа, Платона, Аристотеля.
Современная классно-урочная система, которая кажется нам такой же естественной, как наличие цвета волос или глаз, на самом деле – не столь уж давнее изобретение. Она появилась в семнадцатом веке благодаря гениальному педагогу, моравскому епископу Яну Амосу Каменскому. Именно ему мы обязаны той современной жизни детей, центром которой является школа. У него были оппоненты среди современников. О том, что классно-урочная система отчасти устарела, говорят многие нынешние педагоги. Однако его гениальность отрицать нельзя. Стоит просто учитывать, что школьное образование в его нынешнем виде – не данность.
Зачем мы учимся? На этот вопрос можно дать четыре ответа. От них будет зависеть и то, каким должно быть обучение. Один из этих ответов будет звучать так: мы учимся для того, чтобы получать пользу. «Знание – сила», – как говорил Фрэнсис Бэкон. Соответственно и обучение должно быть прагматическим, чтобы эту силу дать. Однако только прагматикой, только пользой образование исчерпываться не может. Поэтому другой ответ на вопрос, зачем учиться, будет звучать так: для того, чтобы понимать других людей. Образование в этом случае должно сделать человека мудрым. Все мы помним, чем умный человек отличается от человека мудрого. Умный найдет выход из затруднительной ситуации, а мудрый в нее просто не попадет. Есть и третий ответ на вопрос, зачем учиться. Он гласит – учиться, чтобы стать лучше. В таком случае, перефразируя Бэкона, мы можем сказать, что знание – не только сила, но и добродетель. Наконец, четвертый ответ будет звучать так: учиться, чтобы творить. А поскольку свобода – это творчество, то мы можем сказать, что учиться следует и для того, чтобы стать свободным.
Дополнительное образование традиционно не много общего имеет со знанием – силой, знанием – пользой. В систему дополнительного образования дети традиционно идут для того, чтобы заниматься творчеством, самореализацией. Дополнительное образование дает ребенку возможность познакомиться с широким полем различных языков искусства, расширить свой кругозор, заговорить на разных языках.
Система дополнительного образования раскрывает перед нашими детьми широкие возможности для развития. Можно сказать, что все культуры делятся на письменные и дописьменные. Наша культура – письменная, она способствует развитию вербального интеллекта. Наша школа и наше высшее образование направлены на развитие того же типа интеллекта. Голый вербализм по-прежнему господствует в школах. Однако нельзя забывать, что кроме вербального интеллекта есть другие разновидности интеллекта. У наших детей есть способности, о которых мы забываем. Мы не помним, что есть такое явление, как школа ремесла, где знание передается без помощи учебников. Можно ли написать учебники о том, как создавать оренбургские пуховые платки? Это знание передается иначе. Дополнительное образование позволяет дополнить господствующий в школах вербализм другими возможностями для развития. Наши дети учатся не для того, чтобы поступить в вуз, они учатся для того, чтобы стать мудрыми, пройти школу человечности.
Есть и еще одна потребность, которую могут удовлетворять учреждения дополнительного образования. Это потребность в общении. Многие люди моего возраста помнят такое явление, как дворы – места, где дети просто играли. Это замечательная уникальная возможность, необходимая детям, – просто играть. Мне кажется не случайным то, что словосочетание «Дворец детского творчества» созвучно слову «двор». «Дворец» – это ведь и «двор» в том числе. Мы можем и должны сделать так, чтобы наши дети жили во дворах как во дворцах
На развитие сайта