Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Cимулякр под названием РФ

Cимулякр под названием РФ

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 459
  • печатать
  •  
    • 0

 Cимулякр под названием РФ

 

Вполне серьезное исследование известного социолога.

 

Экономический и политический симулякр под названием РФ - российский феодализм. Архаическая привязка российского сознания к разного рода симулякрам (привязка - красной ниточкой нашей истории), на которые перекладывается функция ответственного действия, превращает страну в заповедник не пуганного постмодернизма. 

 


Феодальное настоящее России


Эксперты: Современная власть никогда не допустит построить в стране даже капитализм


31.10.2013



Заместитель председателя правительства Игорь Сечин написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором просит «поручить правительству» принять решение о частичной покупке возглавляемой им «Роснефтью» Новороссийского морского торгового порта. Как пишут «Ведомости», в распоряжении у которых оказалась копия письма, Сечин обосновывает свою просьбу необходимостью для «Роснефти» иметь собственную морскую базу.


Вряд ли кому-то сегодня придет в голову сказать, что государство и бизнес не связаны друг с другом. Мол, предприниматели занимаются своим делом, а чиновники – своим. Особенно если учесть, что у многих крупных аппаратчиков дети каким-то странным образом оказались в советах директоров различных крупных корпораций.


В принципе, в развитых странах богатые люди тоже часто оказываются на руководящих должностях в государстве. Но там бизнес направляет своих людей во власть, а у нас богатыми становятся вследствие близости к власти. Стал министром – получи в довесок должность председателя совета директоров. История успеха членов кооператива «Озеро» уже стала притчей во языцех. А чего стоит загадочная ситуация, о которой мы недавно рассказывали с «Сургутнефегазом», владельцы которой никому не ведомы?


– Пример с письмом Сечина с просьбой о покупке порта в Новороссийске не единственный подобного рода, - говорит научный сотрудник Отдела социальной и политической философии Института философии РАН Алла Глинчикова - У нас дети представителей власти и олигархов становятся не только банкирами и крупными собственниками, но и знаменитыми артистами. Складывается система, похожая на кастовую.


К сожалению, в той или иной степени тенденция снижения социальной мобильности сегодня характерна для всего мира. Это можно было бы назвать возвратом в средневековье. Понятно, почему это плохо. Ведь именно высокая мобильность позволяет достичь вершин талантливым людям.


У нас ошибочно понимают, как должна развиваться социальная сфера. Наши руководители считают, что надо вкладывать деньги сразу в талантливых людей, а не тратить ресурсы на всё общество. Но мы не можем заранее знать, кто окажется талантливым. Чем больше равенство возможностей, тем больше будет способных людей и в сфере бизнеса, и в других областях. Но в этом не заинтересованы представители власти, которые хотят видеть своих детей на ведущих позициях и пытаются такое положение дел сохранить.


«СП»: – К каким последствиям может привести сохранение такой системы?


– К очень опасным. В истории уже был прецедент, в 16-17 веках. Тогда общество стояло на развилке: сохранить сословное деление или пойти путем модернизации. Европейское общество пошло по пути преодоления разделения. Скажем, французский социум формировался как единая нация, в противовес сословной иерархии. Мы тогда не сформировали единую нацию, а создали, по существу, две нации: нацию крепостных и нацию немногочисленной элиты. Мы пошли по пути закрепления этой кастовости.


Это привело к революции 1917 года, привело к сталинским репрессиям. Ведь ни для одной страны не проходит безнаказанной консервация общества на низшей ступени развития.


Сейчас ситуация очень схожа с той, что была несколько веков назад. Тогда дворяне хотели закрепить свое положение, сделать его незыблемым. Сейчас те, кто у власти, пытаются сделать то же самое. Этот путь возможен, но он противоположен национальной консолидации и модернизационному развитию.


«СП»: – Сейчас не 17 век, у многих хорошее образование. Неужели можно повернуть общество вспять настолько?


– Совсем не очевидно, что мы не превратимся, к примеру, в Бангладеш. По крайней мере, наша страна стремительно движется в этом направлении. Это можно почувствовать, если выехать за пределы Москвы. Ведь целенаправленно проводится политика усиления неравенства возможностей.


Да и история знает много примеров возвратного движения, когда от высокого уровня общество скатывалось чуть не в первобытное состояние. Для этого есть социальные методики. Пока мы имеем эхо советских времен, когда люди стремились к образованию, дети имели равные возможности. Но советское время всё больше отдаляется от нас. Сегодня мы имеем большой разрыв в возможностях получения образования, начиная с дошкольного возраста. Пока сопротивляется научное сообщество. Но стоит уничтожить институты, структуры, и науки не будет.


Человек – очень гибкое существо. При определенных социальных условиях из него можно довольно быстро сделать животное.


«СП»: – Даже египетское общество, где 30% не умеет даже читать, нашло в себе силы выступить против сворачивания светских принципов государства.


– Общество не может консолидироваться, если у него нет основной идеи, вокруг которой можно договориться. Должен быть ценностный фундамент, строя жизнь на котором общество может себя уважать. У нас именно ценностный кризис. Как только он будет преодолен, общество начнет защищать свое будущее.


После кризиса идеи социализма не появилось другой идеи, которая бы смогла консолидировать людей, направить их энергию в созидательное русло. Все националистические идеи – псевдооснования.


Либерализм, предполагающий неравенство, не может быть объединяющей идеей. У нас и в социализме разочаровались, и либерализм работает на утверждение кастовости, и новой идеи не появилось.


– Очевидная причина того, что собственность распределяется между представителями власти – это идущий в стране процесс феодализации, – считает специалист по истории стран «третьего мира», политолог Валерий Скурлатов. – По своей сути, наше современное общество не капиталистическое, а феодальное. А для феодализма вполне типично, когда власть обращается в деньги, используется в межклановой борьбе. При капитализме деньги конвертируются во власть, там действует принцип «всё мое, – сказало злато». При феодализме работает «всё возьму, – сказал булат». Если феодал не встречает сопротивление со стороны других феодалов, то он берет всё, что только можно. Вот нынешние силовики и есть новые феодалы.


«СП»: – Почему же мы пошли по этому пути?


– Потому что властной группировке выгодно такое положение вещей. Она взяла все рычаги, вытеснила всех несогласных вроде Ходорковского. Проблема в том, что у нас нет гражданского общества, так называемого «третьего сословия», которое сейчас гораздо меньше, чем было при царе. А любая банда после наживы устраивает у себя феодальные порядки.


«СП»: – В 1990-е годы представители крупного бизнеса пытались обратить финансы во власть. Всё чуть не кончилось развалом страны. Нынешнюю систему отличает политическая стабильность.


– В 1990-е был лихорадочный раздел богатств страны, появились олигархи и «семибанкирщина». Многие ликовали: «Наконец у нас капитализм!» Но пришли силовики, которые доказали, что булат сильнее злата, установили обычный феодализм. И капитализма у нас меньше, чем в коммунистическом Китае или было в царской России.


Я уверен: если бы в то время появился национальный капитал, страна бы сегодня развивалась эффективнее.


«СП»: – Откуда мог взяться национальный капитал?


– В 1993 году как раз была схватка между, если выражаться в марксистских терминах, компрадорским капиталом, который олицетворял Ельцин, и зачатками национального капитала, которые олицетворял Верховный Совет. Я сам был участником тех событий, видел, как энергично национальный капитал отстаивал интересы страны. Компрадоры в национально ориентированных людей не превращаются, но в тени компрадорского капитала возникает национальный. Так, к примеру, было в Индии, частично – в Китае. В 1993-м у нас победили компрадоры.


Сейчас Путин активно давит национальный капитал. Видно, что малый и средний бизнес плохо относятся к власти. Путин понимает, от кого исходит угроза, эти азбучные истины он выучил. Но его окружение – вообще не капиталисты, а обычные феодалы.


«СП»: – Но многие говорят, что при нынешней системе благосостояние людей растет.


– При феодализме развитие очень ограничено. Конечно, в истории были периоды бурного роста при абсолютизме: во Франции в 17-м веке, в России при Петре Великом. Но сейчас другое время: для модернизации надо опираться на низовую инициативу. Компрадорские силы сбросили уже в Индии и Китае, там их оттеснял национальный капитал, политическими и иногда революционными методами. Сейчас это процесс мы наблюдаем в Латинской Америке.


А в России продолжается архаизация. Мы видим развал образования, разгон Академии наук, появление вотчин вроде «РЖД», «Роснефти», грызню между этими вотчинами. Национальный капитал – главный могильщик феодализма. Не рабочий класс, которого при феодализме не бывает, а «третье сословие».


«СП»: – В каком направлении будет двигаться наше общество?


– Феодализм восстанавливает против себя бизнес. Поэтому будет расти оппозиция «болотного» типа. В кризисный момент может произойти массовая акция, которая сменит власть.


Но более вероятным мне кажется сценарий повторения ситуации в Китае периода заката династии Цин, когда несколько человек путем сложных игр подготовили Синьхайскую революцию 1911 года. Массы при таком развитии событий не играют роли: в Китае тогда жило 400 миллионов апатичных людей. Но дюжина организаторов, объединенные Сунь Ятсеном, совершили революцию. Точно так же развивались события во время провозглашения республики в Турции Кемалем Ататюрком (сейчас там отмечают 90-летие этого события). Собранная Ганди команда в Индии смогла оттеснить английский компрадорский капитал и расчистила путь национальному. Местная буржуазия смогла там объединиться в Индийский национальный конгресс.


«СП»: – Ганди, Сунь Ятсен, Ататюрк к моменту серьезных изменений были общепризнанными лидерами. Тем более, они были весьма неординарными людьми.


– Сунь Ятсен не был таким уж известным до революции. Осуществить перемены в Китае пытались больше реформаторы из числа приближенных к власти. В «Союзе возрождения Китая» Сунь Ятсена было «полтора человека», пока, под влиянием Русской революции, он не собрал на территории Японии около десятка человек. Тогда ими был организован «Тутмэнхой», а через 6 лет произошла революция. Немного было и у нас декабристов, и организаторов революции Мэйдзи. Мало было последователей и у Боливара. Но, к сожалению, пока таких лидеров в России не видно. Тем более, не сложилось сплоченной группы единомышленников. Но этот процесс уже идет, что показали выступления на Болотной площади.


– Если нашу современную государственную политику оценивать с точки зрения культурного восприятия, то ее нельзя назвать иначе, как постмодернизм, – делится своим творческим взглядом поэт Всеволод Емелин. – Правдиво реальность описывают именно Виктор Пелевин и Владимир Сорокин. Посмотрите хотя бы на деятельность Государственной Думы, уволенного Онищенко, Жириновского, Кадырова. И мы увидим, что реализм кончился не только в искусстве, но и в жизни. Если честно излагать увиденное, то получится постмодернизм высшей пробы, какая-то нереальность. Вот такая, как говорил покойный Борис Николаевич Ельцин, «загогулина».


«СП»: – Разве возможна такая политика в 21-м веке?


– Как видим. Политические решения заменены использованием всяких знаков, симулякров, созданием копий, не имеющих отношения к реальности. Постоянно в общественное сознание вбрасываются идеи, которые имеют только символическое значение, за которыми априори не последует никаких действий.


Некоторые называют нашу политику феодализмом. Но феодализм – это социально-экономическая формация, сам термин относится к политологии. Наша социально-экономическая формация не может описываться такими словами, как феодализм, капитализм, социализм, империализм. Всё описывается культурным термином постмодернизм.


«СП»: – Насколько долго постмодернизм может быть государственной политикой?


– Постмодернизм претендует на вечность. Но мне кажется, что ему на смену придет что-то другое. Обычно культурные тенденции сменяют друг друга. А пока что делать? Раньше был романтизм – все были романтиками. Правда, на политику это особо не влияло. Сейчас постмодернизм захватил всю нашу жизнь. Остается ждать, когда придет новый стиль.


www.svpressa.ru





  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Александр Адамский. Революция пожирает детей
23-02-2014
Александр Адамский.

Добавить в Избранное: Пятигорский о Гегеле и несколько слов об одном «внутреннем» состоянии – в порядке комментария
28-09-2013
Добавить в

Владимир Кудрявцев. Маятник Эко
05-01-2012
Владимир Кудрявцев.

Олег Смолин: «Дети должны быть детьми России, а не отдельных регионов» (репортаж с записи программы «Pro жизнь»)
01-11-2011
Олег Смолин: «Дети

IX Международная научная конференция “Россия: ключевые проблемы и решения”
10-10-2008
IX Международная

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (16)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх