Юрий Васильевич Яковлев был и остается моим самым любимым театральным актером.
А театр стал частью моей жизни еще в раннем отрочестве благодаря отцу и двум спектаклям – «Обыкновенному чуду» в Сатире и «На всякого мудреца довольно простоты» в Вахтанговском, «самом отцовском» театре, с Глумовым-Яковлевым, кстати, ровесником отца. Эта часть жизни потом, чуть было, не стала ее делом.
Великие художники максимально приближают к нам людей, историю, мир, потому что во всем этом выражают нас, каждого из нас. Не подозревая об этом. И безотносительно к нашему культурному уровню, социальному положению, возрасту, полу, индивидуальному психологическому профилю… Тарковский рассказывал про уборщицу, которая узнала себя в «Зеркале», тогда как собравшиеся на обсуждение интеллектуалы и эстеты – не узнали. Да и не пытались – больше показывали самих себя.
Мы видим себя какими-то важными, но не высвечиваемыми без особой помощи – помощи гения, гранями - в Мышкине и Глумове, Чехове и Леоне Глембае, поручике Ржевском и Дерамо, Тригорине и Роберте Кэплене, Стиве Облонском и… Бунше, слышим себя интонациями в голосе за кадром фильма «Берегись, автомобиля», которых не различаем в своем, хотя они есть…
Нас ждет первый Новый год без живого Ипполита…
Ипполит – вроде бы, не самая значительная роль Яковлева. И тем не менее – квинтэссенция всех его великих ролей, его уникального актерского опыта, в котором прожиты за нас наши же с вами возможные жизни.
Решитесь – залезьте же, наконец, в окно к своей любимой женщине! Проживите хотя бы одну возможную жизнь, возможную и прекрасную.
Это будет лучшей памятью о Юрии Яковлеве.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта