Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Добровести. Россия продвинулась по PISA

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 631
  •  
    • 0

Добровести. Россия продвинулась по PISA


PISA-2012: Российские школьники улучшили показатели грамотности



3.12.2013 


Сегодня были опубликованы результаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2012. Ниже представлены основные выводы. 


Результаты учащихся в области математической грамотности 


  • Из 64 стран, по которым имеется информация до 2012 года, 25 улучшили результаты в области математической грамотности, 25 не показали никаких изменений, результаты 14 стран ухудшились.

  • Среди стран, участвовавших в PISA каждый год с 2003 года, Бразилия, Италия, Мексика, Польша, Португалия, Тунис и Турция улучшали свои результаты по математике более, чем на 2.5 балла в год.

  • Германия, Гонконг, Макао, Шанхай и Сингапур улучшили свои результаты по математике: сегодня их результаты средние либо выше среднего результата стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития.

  • C 2003 по 2012 год Италия, Польша и Португалия уменьшили долю учащихся, показывающих низкие результаты, и увеличили долю учащихся, показывающих высокие результаты. Подобная ситуация наблюдается в Израиле, Катаре и Румынии (с 2006 по 2012 год) и в Ирландии, Малайзии и России (с 2009 по 2012 год).

  • Мальчики показывают лучшие результаты по математике, чем девочки, в 37 из 65 стран, участвовавших в PISA-2012, а девочки выступают лучше, чем мальчики, в 5 странах.

Результаты учащихся в области грамотности чтения 


  • Из 64 стран, по которым имеется информация с 2000 до 2012 года, 32 показывают улучшения в области грамотности чтения, 22 страны не показали никаких изменений, 10 стран показали ухудшение.

  • Среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития Чили, Эстония, Германия, Венгрия, Израиль, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Польша, Португалия, Швейцария и Турция улучшили свои результаты в области грамотности чтения.

  • С 2000 по 2012 год Албания, Израиль и Польша увеличили долю учащихся, показывающих наивысшие результаты, и в то же самое время снизили долю учащихся, не отвечающих минимальным требованиям в области грамотности чтения.

  • С 2000 по 2012 год разница в результатах девочек и мальчиков - в пользу девочек - увеличилась.

Результаты учащихся в области естественнонаучной грамотности 


  • Из 64 стран 19 улучшили среднегодовой результат в области естественнонаучной грамотности, 37 не показали никаких изменений и 8 показали ухудшение результатов в области естественнонаучной грамотности.

  • Результаты Гонконга, Ирландии, Японии, Кореи и Польши равны или превышают средний результат стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития и с 2006 по 2012 год улучшали свои результаты более, чем на 2 балла в год.

  • Эстония, Израиль, Италия, Польша, Катар и Сингапур уменьшили долю учащихся, не достигающих минимального результата в области естественнонаучной грамотности, и одновременно увеличили долю учеников, показывающих наивысший результат.

  • Мальчики и девочки показывают примерно одинаковые результаты в области естественнонаучной грамотности. В Колумбии, Японии и Испании в 2006 году не наблюдалось разницы между мальчиками и девочками, однако в 2012 году появился “перекос” в пользу мальчиков.

Со всеми результатами международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA 2012 можно ознакомиться на сайте OECD.org 


Подготовила Анна Шиврина


PISA-2012: Российские школьники улучшили показатели грамотности 


3.12.2013


Российские школьники пока не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни, однако их функциональная грамотность – математическая, читательская и естественнонаучная – растет. Об этом свидетельствуют опубликованные во вторник результаты международного мониторинга PISA-2012. Анализ данных исследования поможет российской системе образования провести работу над ошибками и продвинуться вперед, считают эксперты. 


Во вторник во всем мире были оглашены результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2012. Авторы исследования, которое раз в три года проводится среди 510 тысяч учащихся из 65 стран мира, изучили, насколько хорошо 15-летние подростки владеют математической, читательской и естественнонаучной функциональной грамотностью. В мониторинге приняли участие более пяти тысяч молодых россиян, обучающихся в школах и техникумах 42 регионов России. 


Первые места в мониторинге PISA-2012, как и прежде, заняли страны Юго-Восточной Азии (Китай, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Япония), а также Финляндия. Россия занимает 34 место по математической грамотности, 42 место — по читательской и 37 место — по естественнонаучной. Несмотря на невысокие относительные результаты, эксперты отмечают, что в абсолютном выражении образовательные умения и навыки российских подростков за три года выросли, и эта благоприятная тенденция будет сохраняться и впредь. 


Исследование PISA, организованное Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), начиная с 2000 года, исследует так называемую функциональную грамотность подростков – способность применять знания в разнообразных контекстах и житейских ситуациях.


Мониторинг дает ответ на вопрос: хватает ли молодым людям знаний и умений для полноценной жизни в современном обществе? Могут ли они решать задачи, с которыми им придется сталкиваться в разных сферах деятельности, общения и социальных отношений? 


К сожалению, у российских школьников и учащихся техникумов и колледжей при неплохой теоретической подготовке всегда были затруднения с умением применять школьные знания на практике. Дело здесь в «предметоцентрированности» российской школы. Потому нашим соотечественникам пока не удается подниматься на верхние строчки практико-ориентированного мониторинга PISA, в отличие от других международных исследований грамотности PIRLS и TIMSS, полагает вице-президент Российской академии образования, президент Евразийской Ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов. 


По его словам, в TIMSS проверяются предметные знания по математике и естествознанию (физике, химии и биологии), владение этими предметами, ставятся учебные задачи. А PISA проверяет не предметные знания, а компетенции, способность использовать школьные знания за пределами школьного урока, умение решать задачи «из жизни». 


«В советское время был популярен мультик, где школьник решал задачу «сколько нужно землекопов, чтобы вырыть траншею такой-то длины за такое-то время?» и получал ответ «полтора землекопа». Это типичный пример, когда задача решается как предметная, а не как задача из жизни. В наших школьных учебниках почти нет задач из жизни, все они предметные,», — рассказал РИА Новости эксперт. 


Результаты выросли 


Тем не менее, мониторинг 2012 года показал, что результаты российских учащихся 15-летнего возраста за последние три года улучшились практически по всем направлениям. На 14 баллов (с 468 до 482) повысились средние результаты по математической грамотности; на 16 баллов (с 459 до 475) — по читательской; на 8 баллов (с 478 до 486) — по естественнонаучной.


 


При этом, как говорят исследователи, в России увеличилось число учащихся с высокими уровнями грамотности. Напротив, число «двоечников» постепенно сокращается: по данным PISA 2012 года в России их стало меньше, чем в среднем по всем странам, принимавшим участие в исследовании (26%). 


«Безусловно, у нас есть некоторое продвижение вперед по сравнению с нашими результатами прошлых лет. Здесь играет роль «эффект развития поколений», то есть школьники стали лучше учиться за счет разных условий. В начале 1990-х были совсем другие условия обучения, чем в начале 2000-х», — отметил Виктор Болотов. 


При этом были и остаются проблемы со школьными учебниками и подготовкой учителей, считает вице-президент РАО. По его мнению, помочь может внедрение новых стандартов для основной школы, которые разработаны в «компетентностном» и «деятельностном» залоге, а не в духе «выучи – запомни – повтори». 


«И если школа реально, а не на бумаге, перейдет на новые образовательные стандарты, российские результаты в исследовании PISA станут значительно лучше», — подчеркнул эксперт. 


Город и село 


При проведении мониторинга исследователи обнаружили, что математическая грамотность российских подростков связана с размером города или села, где они живут: чем больше жителей в населенном пункте, тем выше достижения учащихся. Результаты учеников из городов-миллионников на 60 баллов выше, чем у их ровесников из сел и деревень. В то же время в других странах это различие практически в два раза меньше – оно составляет только 34 балла. 


Подтвердилась связь уровня математической грамотности российских подростков с социально-экономическим положением их семей. Результаты учащихся из семей с низким достатком и социальным статусом оказались значительно ниже, чем у детей из семей со средним и высоким социальным уровнем. Это связано с тем, что уровень образования населения в больших городах все-таки выше, чем в сельской местности, а образование родителей влияет на школьные успехи детей, считает Виктор Болотов. 


«Хорошо известна корреляция: если у папы и мамы есть высшее образование, то у их ребенка гораздо выше шансы хорошо сдать тест, чем в том случае, если папа и мама не имеют высшего образования. И с этим ничего не сделаешь, так же как не заставишь людей с высшим образованием жить в сельской местности», — отметил он. 


Вторая причина, по его мнению, состоит в разной насыщенности социокультурной среды, неравной доступности образовательных ресурсов для школьников. 


«Понятно, что в городе образовательных ресурсов больше, чем в сельской местности. И тут интернет вполне может помочь сельским школьникам не терять позиций по сравнению с городскими школьниками. Необходим насыщенный образовательный интернет-ресурс, который доступен всем», — подчеркнул эксперт. 


Неравенство сокращается 


Впрочем, за последнее десятилетие образовательное неравенство среди подростков сократилось: результаты учащихся с низким социально-экономическим статусом увеличились на 22 балла, а результаты их ровесников с высоким социально-экономическим статусом – лишь на 11 баллов. 


Рост грамотности 15-летних учащихся сельских школ и учащихся с низким социально-экономическим положением семей говорит о повышении доступности общего образования в стране, и эту положительную динамику в российской системе образования необходимо закреплять, считают исследователи. В том числе и с учетом данных международных исследований. 


Впрочем, результаты предыдущих мониторингов PISA уже вовсю используются российской системой образования. Так, например, при подготовке новых стандартов образования для основной школы применялись некоторые подходы из этого международного исследования. Работа будет продолжаться и в будущем. 


«Сейчас мы будем проводить более глубокий анализ того, как выполняли российские ученики те или иные задания по разным предметам. Мы будем вносить коррективы в программы повышения квалификации и подготовки педагогов. Конечно, авторы учебников будут использовать результаты исследования при подготовке следующих изданий своих пособий», — резюмировал Виктор Болотов.


Оригинал публикации - на сайте РИА Ровости"


www.eurekanet.ru


По теме на сайте:


PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ





На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Атака на систему тестирования PISA безосновательна?
06-08-2013
Атака на систему тестирования PISA

Россия без PISA
20-10-2012
Россия без PISA

Информация к разным размышлениям. Мировое образование в новейших цифрах
18-09-2006
Информация к разным размышлениям. Мировое

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх