Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Россия без PISA

Россия без PISA

  • Закладки: 
  • Просмотров: 714
  •  
    • 0

  


Фото с сайта  www.educa.madrid.org.


Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников


Причина — стремительно ухудшающаяся динамика показателей


18.10.2012


Россия  больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA): с 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне. Об этом «Известиям» рассказала президент Российской ассоциации чтения, под эгидой которой в нашей стране и проходили тестирования, Наталья Сметанникова. 


Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники проходят каждые три года специальные тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


Цель данных исследований — мониторинг «человеческого капитала» страны, являющегося одним из основных показателей экономического развития государства. PISA помогает  выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах.


Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.


Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.


По ее словам, в 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место.


Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.  


— Изначально Россия не хотела публиковать результаты. Однако мы не позволили их скрыть. Это необходимо для того, чтобы мы научились себя оценивать, а не жить мифами, как это было в СССР, когда никто не мог проверить, действительно ли мы являлись самой читающей страной, — объясняет Сметанникова.


Президент Российской ассоциации чтения пояснила, что тестирования 2000 и 2003 годов в России проводили коммерческие организации, а начиная с 2006 года данную функцию взяло на себя Министерство образования РФ.


— Однако в этом году Россия, ссылаясь якобы на кризис, отказалась от мониторинга, — сообщила она.  


Эксперты объясняют, что подобные международные тестирования направлены на изучение экономического состояния государства, на их основе строятся прогнозы, что в будущем ждать от России: инновационного развития экономики или продолжения политики сырьевой державы.


К примеру, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш пояснил «Известиям», что международные тесты направлены на оценку качества человеческого капитала — одного из факторов экономического развития.


Эксперт Центра проблемного анализа Виктор Аверков констатирует негативные тенденции.


— Идет процесс деградации институтов образования и науки. Безусловно, ее темпы развития замедлились, но непонятно, перешла ли эта деградации критическую черту. Пока об этом никто не думает и нет соответствующей стратегии, — полагает он.


Наталья Сметанникова считает, что дальнейшие перспективы России в рейтинге неутешительные.


— Безусловно, судя по тому, что сегодня происходит в образовании, наше будущее — не инновации и даже не закручивание кранов с нефтью и газом. Так как сегодня, к сожалению, даже те специалисты, которые должны этим заниматься, — полуграмотные, — сетует она.


Главная проблема, по словам Сметанниковой, — фрагментарность отечественной школьной программы.


— Отсутствие регулярных занятий литературой и школьного выпускного сочинения лишает современных школьников способности к образованию связей. И логических в том числе. Например, в Гарварде до сих пор все обсуждения, касающиеся даже экономических вопросов, проходят на материале художественной литературы, — приводит она пример.


В пресс-службе Министерства образования не смогли дать комментарий по участию России в мониторинге PISA.


www.izvestia.ru 


Комментарий

Владимир Кудрявцев

: PISA для России, действительно, достаточно спорная форма оценки школьных достижений. Даже если приблизить российское школьное образование к западному образцу, остается проблема так называемого «применения знаний» - не только на уроке. Способы применения знаний определяются самим устройством социальной жизни, которое на Западе и в России существенно разнится, ценностью задач, решаемых людьми внутри нее. А именно успешность их применения в виде практической сообразительности прежде всего оценивает PISA. В итоге это находит свое отражение и в школьном образовании.


К примеру, «для нашего человека» задача  на вычисление длины скотча, необходимого для заклеивания такого-то количества коробок такой-то площадью вдоль или поперек  не является учебной, не имеет «образовательной» ценности Она и в самом деле – практическая, и для овладения способом, по крайней мере, ее «эмпирического» решения не нужно ходить в школу. В школе  такие задачи российский учащийся встречает в минимальном объеме, а, в частности, их требует решать PISA. Условно говоря, во дворе он, может, их решил бы. А в школе на тестировании у него даже нет установки на их решение.


Впрочем, результаты тестирования по PISA не добавляют, на мой взгляд, ничего нового к общеизвестному диагнозу, который поставила российской системе образования сама жизнь, но о котором без PISA не подозревали ответственные за нее взрослые. 


Благодарность за ссылку - Олегу Смолину. 


По теме на сайте:


В.Т.Кудрявцев. PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ


 




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Продвинулся по тестам PISA - поднял национальную экономику
16-02-2015
Продвинулся по тестам PISA - поднял национальную

Разумеется, продвижение здесь свидетельствует не о "натасканности по тестам", а о качестве предоставленного взрослыми и
Добровести. Россия продвинулась по PISA
06-12-2013
Добровести. Россия продвинулась по PISA

Атака на систему тестирования PISA безосновательна?
06-08-2013
Атака на систему тестирования PISA

  • Календарь
  • Архив
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Июнь 2018 (32)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх