Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Россия без PISA

Россия без PISA

  • Закладки: 
  • Просмотров: 637
  • печатать
  •  
    • 0

  


Фото с сайта  www.educa.madrid.org.


Россия отказывается от участия в международном тестировании школьников


Причина — стремительно ухудшающаяся динамика показателей


18.10.2012


Россия  больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA): с 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне. Об этом «Известиям» рассказала президент Российской ассоциации чтения, под эгидой которой в нашей стране и проходили тестирования, Наталья Сметанникова. 


Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники проходят каждые три года специальные тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).


Цель данных исследований — мониторинг «человеческого капитала» страны, являющегося одним из основных показателей экономического развития государства. PISA помогает  выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах.


Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.


Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.


По ее словам, в 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место.


Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.  


— Изначально Россия не хотела публиковать результаты. Однако мы не позволили их скрыть. Это необходимо для того, чтобы мы научились себя оценивать, а не жить мифами, как это было в СССР, когда никто не мог проверить, действительно ли мы являлись самой читающей страной, — объясняет Сметанникова.


Президент Российской ассоциации чтения пояснила, что тестирования 2000 и 2003 годов в России проводили коммерческие организации, а начиная с 2006 года данную функцию взяло на себя Министерство образования РФ.


— Однако в этом году Россия, ссылаясь якобы на кризис, отказалась от мониторинга, — сообщила она.  


Эксперты объясняют, что подобные международные тестирования направлены на изучение экономического состояния государства, на их основе строятся прогнозы, что в будущем ждать от России: инновационного развития экономики или продолжения политики сырьевой державы.


К примеру, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш пояснил «Известиям», что международные тесты направлены на оценку качества человеческого капитала — одного из факторов экономического развития.


Эксперт Центра проблемного анализа Виктор Аверков констатирует негативные тенденции.


— Идет процесс деградации институтов образования и науки. Безусловно, ее темпы развития замедлились, но непонятно, перешла ли эта деградации критическую черту. Пока об этом никто не думает и нет соответствующей стратегии, — полагает он.


Наталья Сметанникова считает, что дальнейшие перспективы России в рейтинге неутешительные.


— Безусловно, судя по тому, что сегодня происходит в образовании, наше будущее — не инновации и даже не закручивание кранов с нефтью и газом. Так как сегодня, к сожалению, даже те специалисты, которые должны этим заниматься, — полуграмотные, — сетует она.


Главная проблема, по словам Сметанниковой, — фрагментарность отечественной школьной программы.


— Отсутствие регулярных занятий литературой и школьного выпускного сочинения лишает современных школьников способности к образованию связей. И логических в том числе. Например, в Гарварде до сих пор все обсуждения, касающиеся даже экономических вопросов, проходят на материале художественной литературы, — приводит она пример.


В пресс-службе Министерства образования не смогли дать комментарий по участию России в мониторинге PISA.


www.izvestia.ru 


Комментарий

Владимир Кудрявцев

: PISA для России, действительно, достаточно спорная форма оценки школьных достижений. Даже если приблизить российское школьное образование к западному образцу, остается проблема так называемого «применения знаний» - не только на уроке. Способы применения знаний определяются самим устройством социальной жизни, которое на Западе и в России существенно разнится, ценностью задач, решаемых людьми внутри нее. А именно успешность их применения в виде практической сообразительности прежде всего оценивает PISA. В итоге это находит свое отражение и в школьном образовании.


К примеру, «для нашего человека» задача  на вычисление длины скотча, необходимого для заклеивания такого-то количества коробок такой-то площадью вдоль или поперек  не является учебной, не имеет «образовательной» ценности Она и в самом деле – практическая, и для овладения способом, по крайней мере, ее «эмпирического» решения не нужно ходить в школу. В школе  такие задачи российский учащийся встречает в минимальном объеме, а, в частности, их требует решать PISA. Условно говоря, во дворе он, может, их решил бы. А в школе на тестировании у него даже нет установки на их решение.


Впрочем, результаты тестирования по PISA не добавляют, на мой взгляд, ничего нового к общеизвестному диагнозу, который поставила российской системе образования сама жизнь, но о котором без PISA не подозревали ответственные за нее взрослые. 


Благодарность за ссылку - Олегу Смолину. 


По теме на сайте:


В.Т.Кудрявцев. PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ


 


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ
07-01-2005
PISA и

Тигран Шмис: Не может быть свободных, инициативных учеников у несвободных и безынициативных учителей
30-01-2014
Тигран Шмис: Не

Добровести. Россия продвинулась по PISA
06-12-2013
Добровести. Россия

Атака на систему тестирования PISA безосновательна?
06-08-2013
Атака на систему

PISA: хуже только в Африке
23-01-2011
PISA: хуже только в

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (41)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх