Фото с сайта www.educa.madrid.org.
Причина — стремительно ухудшающаяся динамика показателей
18.10.2012
Россия больше не будет участвовать в международной программе мониторинга школьников (PISA): с 2012 года от тестирования принято решение отказаться на федеральном уровне. Об этом «Известиям» рассказала президент Российской ассоциации чтения, под эгидой которой в нашей стране и проходили тестирования, Наталья Сметанникова.
Начиная с 2000 года российские 15-летние школьники проходят каждые три года специальные тестирования в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Цель данных исследований — мониторинг «человеческого капитала» страны, являющегося одним из основных показателей экономического развития государства. PISA помогает выяснить уровень качества образования в школах, сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах.
Тестирование проходит в трех направлениях: грамотность чтения, научная и математическая грамотность.
Сметанникова видит причину отказа от тестов в наглядной негативной динамике результатов тестов российских школьников.
По ее словам, в 2000 году в тестировании, направленном на чтение и понимание текста, приняли участие 32 государства. Тогда Россия заняла 25-е место.
Тремя годами позже наша страна удостоилась уже 32-го места в исследовании, в котором приняли участие 43 страны. А по результатам 2006 года из почти 60 государств Россия вошла в четвертый десяток, показав уровень ниже среднего в навыках чтения и в математике. По результатам тестирования 2009 года отечественные школьники получили 41-е место из 65.
— Изначально Россия не хотела публиковать результаты. Однако мы не позволили их скрыть. Это необходимо для того, чтобы мы научились себя оценивать, а не жить мифами, как это было в СССР, когда никто не мог проверить, действительно ли мы являлись самой читающей страной, — объясняет Сметанникова.
Президент Российской ассоциации чтения пояснила, что тестирования 2000 и 2003 годов в России проводили коммерческие организации, а начиная с 2006 года данную функцию взяло на себя Министерство образования РФ.
— Однако в этом году Россия, ссылаясь якобы на кризис, отказалась от мониторинга, — сообщила она.
Эксперты объясняют, что подобные международные тестирования направлены на изучение экономического состояния государства, на их основе строятся прогнозы, что в будущем ждать от России: инновационного развития экономики или продолжения политики сырьевой державы.
К примеру, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш пояснил «Известиям», что международные тесты направлены на оценку качества человеческого капитала — одного из факторов экономического развития.
Эксперт Центра проблемного анализа Виктор Аверков констатирует негативные тенденции.
— Идет процесс деградации институтов образования и науки. Безусловно, ее темпы развития замедлились, но непонятно, перешла ли эта деградации критическую черту. Пока об этом никто не думает и нет соответствующей стратегии, — полагает он.
Наталья Сметанникова считает, что дальнейшие перспективы России в рейтинге неутешительные.
— Безусловно, судя по тому, что сегодня происходит в образовании, наше будущее — не инновации и даже не закручивание кранов с нефтью и газом. Так как сегодня, к сожалению, даже те специалисты, которые должны этим заниматься, — полуграмотные, — сетует она.
Главная проблема, по словам Сметанниковой, — фрагментарность отечественной школьной программы.
— Отсутствие регулярных занятий литературой и школьного выпускного сочинения лишает современных школьников способности к образованию связей. И логических в том числе. Например, в Гарварде до сих пор все обсуждения, касающиеся даже экономических вопросов, проходят на материале художественной литературы, — приводит она пример.
В пресс-службе Министерства образования не смогли дать комментарий по участию России в мониторинге PISA.
Комментарий Владимир Кудрявцев
: PISA для России, действительно, достаточно спорная форма оценки школьных достижений. Даже если приблизить российское школьное образование к западному образцу, остается проблема так называемого «применения знаний» - не только на уроке. Способы применения знаний определяются самим устройством социальной жизни, которое на Западе и в России существенно разнится, ценностью задач, решаемых людьми внутри нее. А именно успешность их применения в виде практической сообразительности прежде всего оценивает PISA. В итоге это находит свое отражение и в школьном образовании.
К примеру, «для нашего человека» задача на вычисление длины скотча, необходимого для заклеивания такого-то количества коробок такой-то площадью вдоль или поперек не является учебной, не имеет «образовательной» ценности Она и в самом деле – практическая, и для овладения способом, по крайней мере, ее «эмпирического» решения не нужно ходить в школу. В школе такие задачи российский учащийся встречает в минимальном объеме, а, в частности, их требует решать PISA. Условно говоря, во дворе он, может, их решил бы. А в школе на тестировании у него даже нет установки на их решение.
Впрочем, результаты тестирования по PISA не добавляют, на мой взгляд, ничего нового к общеизвестному диагнозу, который поставила российской системе образования сама жизнь, но о котором без PISA не подозревали ответственные за нее взрослые.
Благодарность за ссылку - Олегу Смолину.
По теме на сайте:
В.Т.Кудрявцев. PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ
На развитие сайта