Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Учительское насилие: инциденты, тенденция и причины

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 301
  •  
    • 0

Учительское насилие: инциденты, тенденция и причины


Постер фильма Алана Паркера "Стена"


(в основе - одноименный альбом группы Pink Floyd).


 


По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого ребенка


В Приморье будут судить учительницу школы-интерната, избивавшую детей


10.12.2013


В городе Артем Приморского края завершено расследование уголовного дела, возбужденного в отношении преподавателя местной школы-интерната; по данным следствия, женщина била своих воспитанников за провинности.


Потерпевшими были признаны 8 детей; они и рассказали следствию о «воспитательных методах» 45-летнего педагога. За непослушание и нарушение дисциплины учительницы била детей руками, ногами и предметами, оказывавшимися под рукой. В случае самовольного ухода женщина заставляла учеников раздеваться и несколько дней ходить лишь в нижнем белье, либо закутавшись в простыню.


Действия учительницы были квалифицированы по статье по статье 156 УК РФ («Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом образовательного учреждения, соединенное с жестоким обращением»). Дело было направлено для рассмотрения в Артемовский городской суд.


www.trud.ru


Комментарий

Владимир Кудрявцев

: Тема  «учителей-садистов», якобы наводнивших нашу школу (не только интернаты), обсуждается не первый год. За темой - увы, тенденция. По данным фонда "Право ребенка", учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого ребенка.


Но давайте скажем честно: много ли нам  - я имею в виду специалистов - известно о тех психологических проблемах, с которыми повседневно сталкивается и которые переживает сам учитель? Студент педвуза просто не подозревает об их существовании, не готов к встрече с ними за порогом альма матер, и уже, тем более, никто не учит его их разрешать. У школьных психологов нет возможности оказывать помощь в решении личных проблем учителей - они не успевают справится и с детскими, заполняя отчетные формы для чиновников.  Да их, в свою очередь, к этому и не готовили.


Один из основных внутренних, психологических конфликтов современного российского учителя является следствием объективного противоречия. С одной стороны, учитель наделен широкой «педагогической властью», отнюдь не ограниченной временем пребывания детей в школе. Учительский контроль незримо присутствует не только при подготовке домашних заданий, но и в «неучебной» жизни. Сегодня придется лечь спать пораньше, пожертвовав любимым сериалом, - завтра на первом уроке строгая Мария Ивановна обещала контрольную;  Мария Ивановна может пригласить родителей на беседу со всеми вытекающими отсюда последствиями и т.д., и т.п.


С другой стороны, для обозначения статуса нашего учителя в обществе, потребуется шкала с отрицательными значениями. И учителю об этом хронически «напоминает» и оплата его труда, и давление со стороны органов управления образования, школьной администрации, тех же родителей (теперь нередко и их детей), и профессиональная зависимость от порой не очень качественных программ и учебников, и, как правило, невозможность устроиться на другую, более высоко оплачиваемую и престижную работу, и многое другое.


Учитель в той или иной форме испытывает напряжение этого противоречия – назревает внутренний конфликт, который в итоге прорывается наружу, в том числе, в форме внешней агрессии. Чему тут удивляться? «Управлять конфликтом» он не умеет.


Понятно, что корни психологического неблагополучия российского учительства во многом уходят в социальные и экономические проблемы. Во многом, но не только. В исследовании психолога Елены Воли, которое проводилось под моим руководством, было показано, что у современного учителя приблизительно в 30 лет наступает «эмоциональное выгорание», период которого продолжается 10-11 лет. Нетрудно заметить, что он совпадает с так называемым  «кризисом среднего возраста» (хотя данный термин очень  условен). После этого учитель либо заново обретает смысл в профессии, либо окончательно утрачивает его, «реагируя» на эту утрату обострением целого комплекса личностных проблем – иногда в невротической форме. Как установлено в исследовании, связь этих метаморфоз с социальным статусом и характером профессиональной деятельности учителей, несомненно, есть, но она не является прямой и непосредственной.


Кстати, с психологической точки зрения далеко, не беспроблемной является жизнь учителей в странах, где статус педагогической профессии достаточно высок и выражается, помимо всего прочего, в достойном материальном эквиваленте. При помощи специальных тестов психологи выявили, что уровень агрессивности британских учителей соответствует уровню агрессивности летчиков военно-воздушных сил Ее Величества.


Психологические проблемы российского учительста неоднородны по своему составу и источникам происхождения. А потому для их решения потребуется целая палитра инструментов, к работе с которыми нужно специально готовить школьного психолога.


Но для начала необходимо оградить школу от избытков административного рвения свыше, перерастающего в профессиональное унижение взрослых взрослыми. Предупредив, условно говоря, ситуацию, когда в одном кабинете идет проверка или подготовка к ней, в то время, как за стеной взрослый унижает ребенка.


Сегодня по теме на сайте:


Институт психологии РАН: россияне стали конфликтнее и злее (комментарий

Владимир Кудрявцев

)




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Насилие в школе. Как защитить ребенка
04-03-2010
Насилие в школе. Как защитить ребенка

Учительское насилие: явления и сущность
15-11-2008
Учительское насилие: явления и сущность

Педагогический криминал на Алтае и Апеннинах
09-09-2005
Педагогический криминал на Алтае и Апеннинах

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх