Постер фильма Алана Паркера "Стена"
(в основе - одноименный альбом группы Pink Floyd).
По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого ребенка
В Приморье будут судить учительницу школы-интерната, избивавшую детей
10.12.2013
В городе Артем Приморского края завершено расследование уголовного дела, возбужденного в отношении преподавателя местной школы-интерната; по данным следствия, женщина била своих воспитанников за провинности.
Потерпевшими были признаны 8 детей; они и рассказали следствию о «воспитательных методах» 45-летнего педагога. За непослушание и нарушение дисциплины учительницы била детей руками, ногами и предметами, оказывавшимися под рукой. В случае самовольного ухода женщина заставляла учеников раздеваться и несколько дней ходить лишь в нижнем белье, либо закутавшись в простыню.
Действия учительницы были квалифицированы по статье по статье 156 УК РФ («Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом образовательного учреждения, соединенное с жестоким обращением»). Дело было направлено для рассмотрения в Артемовский городской суд.
Комментарий Владимир Кудрявцев
: Тема «учителей-садистов», якобы наводнивших нашу школу (не только интернаты), обсуждается не первый год. За темой - увы, тенденция. По данным фонда "Право ребенка", учительское насилие в школах касается 20% детей — каждого пятого ребенка.
Но давайте скажем честно: много ли нам - я имею в виду специалистов - известно о тех психологических проблемах, с которыми повседневно сталкивается и которые переживает сам учитель? Студент педвуза просто не подозревает об их существовании, не готов к встрече с ними за порогом альма матер, и уже, тем более, никто не учит его их разрешать. У школьных психологов нет возможности оказывать помощь в решении личных проблем учителей - они не успевают справится и с детскими, заполняя отчетные формы для чиновников. Да их, в свою очередь, к этому и не готовили.
Один из основных внутренних, психологических конфликтов современного российского учителя является следствием объективного противоречия. С одной стороны, учитель наделен широкой «педагогической властью», отнюдь не ограниченной временем пребывания детей в школе. Учительский контроль незримо присутствует не только при подготовке домашних заданий, но и в «неучебной» жизни. Сегодня придется лечь спать пораньше, пожертвовав любимым сериалом, - завтра на первом уроке строгая Мария Ивановна обещала контрольную; Мария Ивановна может пригласить родителей на беседу со всеми вытекающими отсюда последствиями и т.д., и т.п.
С другой стороны, для обозначения статуса нашего учителя в обществе, потребуется шкала с отрицательными значениями. И учителю об этом хронически «напоминает» и оплата его труда, и давление со стороны органов управления образования, школьной администрации, тех же родителей (теперь нередко и их детей), и профессиональная зависимость от порой не очень качественных программ и учебников, и, как правило, невозможность устроиться на другую, более высоко оплачиваемую и престижную работу, и многое другое.
Учитель в той или иной форме испытывает напряжение этого противоречия – назревает внутренний конфликт, который в итоге прорывается наружу, в том числе, в форме внешней агрессии. Чему тут удивляться? «Управлять конфликтом» он не умеет.
Понятно, что корни психологического неблагополучия российского учительства во многом уходят в социальные и экономические проблемы. Во многом, но не только. В исследовании психолога Елены Воли, которое проводилось под моим руководством, было показано, что у современного учителя приблизительно в 30 лет наступает «эмоциональное выгорание», период которого продолжается 10-11 лет. Нетрудно заметить, что он совпадает с так называемым «кризисом среднего возраста» (хотя данный термин очень условен). После этого учитель либо заново обретает смысл в профессии, либо окончательно утрачивает его, «реагируя» на эту утрату обострением целого комплекса личностных проблем – иногда в невротической форме. Как установлено в исследовании, связь этих метаморфоз с социальным статусом и характером профессиональной деятельности учителей, несомненно, есть, но она не является прямой и непосредственной.
Кстати, с психологической точки зрения далеко, не беспроблемной является жизнь учителей в странах, где статус педагогической профессии достаточно высок и выражается, помимо всего прочего, в достойном материальном эквиваленте. При помощи специальных тестов психологи выявили, что уровень агрессивности британских учителей соответствует уровню агрессивности летчиков военно-воздушных сил Ее Величества.
Психологические проблемы российского учительста неоднородны по своему составу и источникам происхождения. А потому для их решения потребуется целая палитра инструментов, к работе с которыми нужно специально готовить школьного психолога.
Но для начала необходимо оградить школу от избытков административного рвения свыше, перерастающего в профессиональное унижение взрослых взрослыми. Предупредив, условно говоря, ситуацию, когда в одном кабинете идет проверка или подготовка к ней, в то время, как за стеной взрослый унижает ребенка.
Сегодня по теме на сайте:
Институт психологии РАН: россияне стали конфликтнее и злее (комментарий Владимир Кудрявцев
)
На развитие сайта