16.12.2013
15 декабря отметил свой юбилей директор Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ Анатолий Каспржак.
Имя Анатолия Каспржака в новейшей истории российского образования упоминается в разных ипостасях.
Ипостась первая — директор школы. Он из тех прогрессивных, или, как сейчас модно говорить — инновационных директоров, которые в перестроечные годы, а затем в новой России внедряли в своих школах диковинные для тех времен новшества. В 1989 году был одним из трех директоров московских школ, которые восстановили в России гимназии, закрытые как явление в 1919 году. Его книга «Педагогическая гимназия» стала настольной для директоров гимназий и лицеев. Его собственная гимназия (ныне школа 1505) называлась педагогической, там был даже предмет «педагогика», которую, наряду с физикой, преподавал сам директор.
Ипостась вторая — образовательный политик. С начала перестройки Анатолий Каспржак доказывал, что не только министр, а просто умный и активный директор школы может стать субъектом образовательной политики. Для этого он стал депутатом самого «революционного состава» Московской городской думы, директором проекта «Инновационные школы России», поддержанного Фондом Сороса. В отличие от некоторых сегодняшних политиков, клявшихся в верности идеям открытого общества, а сегодня обвиняющих иностранных агентов, Анатолий Каспржак не менял взглядов. Он был и остается убежденным сторонником и пропагандистом свободной школы, умной автономии, заимствования на Западе и на Востоке лучших идей.
Ипостась третья — ректор. Придя работать в 2001 году в Московскую высшую школу социальных и экономических наук, в просторечии —Шанинку, он спустя несколько лет сменил на посту ректора легендарного Теодора Шанина. В трудный период резкого сокращения международного финансирования и растущей конкуренции со стороны государственных вузов он выстроил систему программ, ориентированных на новые рынки.
Ипостась четвертая — профессор менеджмента, точнее — менеджмента в образовании. На вечный вопрос о том, должен ли директор школы быть учителем или наоборот — профессиональным менеджером, он дает научно и практически обоснованный ответ (кому интересно — читайте его многочисленные статьи и интервью). Профессором менеджмента Анатолий Георгиевич работает многие годы — сначала в Шанинке, где до хождения в ректоры он был деканом факультета менеджмента в сфере образования, а затем в Вышке, в Институте образования, где он два года возглавлял Департамент образовательных программ, а сейчас руководит созданной им инновационной магистерской программой «Управление образованием».
Ипостась пятая — исследователь образования. Физик по образованию, Анатолий Каспржак строго и вдумчиво разбирается в российском образовании. Его книги и статьи изучают и цитируют. Неслучайно он стал со-руководителем группы «Новая школа» по работе над «Стратегией-2020».
Его заслуги перед российским образованием несомненны. Они оформлены и званием «Заслуженный учитель Российской Федерации», и премией Правительства Российской Федерации 2013 года.
Но главное признание — признание учеников. Ученики Анатолия Каспржака в последние годы — чаще всего взрослые люди: федеральные, региональные и муниципальные управленцы, директора школ, завучи. Несмотря на взрывной характер, он пользуется огромной любовью многих из них. Работая с этой непростой аудиторией, он третий год подряд попадает в число лучших преподавателей ВШЭ.
А я отмечу ипостась шестую - завуча по воспитательной работе, в качестве которого он пришел в нашу 388-ю московскую школу, когда я уже ее почти заканчивал. Именно ее он превратил в первую столичную гимназию - педагогического профиля. Педагог-романтик, одержимый романтик, воспитывавший вдохновением. Не по годам (совсем тогда молодой, а это приходит с опытом) влюбленный в учеников, которые отвечали ему тем же. Потом, став взрослым, я его встретил уже в образе коллеги. Годы добавили основательности и деловитости (в лучшем смысле этого слова), но не отняли вдохновения.
С Юбилеем, дорогой Анатолий Георгиевич!
Ваш
Володя Кудрявцев, 10 "Б"
На развитие сайта
|
|
|