Искренне поздравляю молодую исследовательницу Анастасию Буреломову, равно как и ее научного руководителя - академика Владимира Собкина, моего доброго друга. Победа (15-0), которую одержала Настя 20 декабря, защищая кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологические особенности ценностей современных подростков» в диссертационном совете психологического факультета МГУ, заслужена тем, о чем (далеко не обо всем!) я попытался написать в отзыве официального оппонента.
Актуальность исследования А.С. Буреломовой определена уже уникальностью исторической ситуации, в которой оно проводилось и которую отражает. Это – ситуация наложения одного ценностного кризиса на другой. Социокультурного - на психологический, возрастной.
С одной стороны, это, безусловно, - потенциальный шанс обогащения эвристического потенциала исследования. С другой – обстоятельство, вынуждающее преодолеть ряд традиционных представлений о проблеме, которые гарантировали успех в ее разработке.
Сразу отмечу: А.С. Буреломовой удалось использовать и этот шанс, и с опорой на наиболее перспективные ходы мысли предшественников (отбросив исчерпавшие себя – в силу возникновения новых жизненных реалий) воссоздать действительно ключевые социально-психологические трансформации ценностного мира современных подростков. И в этом – теоретическое значение работы, которая в то же время ставит много вопросов перед взрослым сообществом.
Очевидно, что подростковый возраст, что обусловлено уже его психологической спецификой, наиболее «сензитивен» к различным социальным изменениям. Результаты исследования, полученные методом анкетирования (отдадим должное высокой методической культуре автора), неоспоримо свидетельствуют в пользу того, что за двадцатилетний срок произошла смена типа подростничества. При этом тот его тип, который исторически оформился к настоящему времени, обладает парадоксальными чертами – прежде всего в части своего ценностного профиля. Хотя эта парадоксальность вполне объяснима.
На некоторые моменты хотелось бы обратить особое внимание.
Первый момент. Взрослые – по крайне мере, на уровне деклараций – пытаются транслировать подросткам ценности творчества, долгосрочного планирования, счастливой семейной жизни, личностного и профессионального роста. В то время как подростки в ценностном плане ориентированы на послушание, исполнительность и иные формы адаптации к сложившемуся социальному миропорядку. Они стремятся «жить одним днем», а не через «бурю и натиск» штурмовать «вечность» подобно своим сверстникам из второй половины XX столетия.
В итоге в «конфликте поколений» отчасти происходит радикальная смена полюсов. Взрослые выглядят больше «романтиками», подростки – «прагматиками».
Впрочем, любой «конфликт поколений», как писал Д.Б. Эльконин, так или иначе связан со стремлением подростков к взрослению, их интеграции во взрослую общность. Поэтому источник парадокса укоренен в современном типе взрослости. Как отмечают многие культурологи, социологи, социальные психологи для взрослых XXI века характерны «подростковые» поиски ценностных критериев с ориентацией на ситуативные социальные импульсы и соответствующим уровнем осмысленности. В связи с этим иногда даже говоря об «инфантилизации» взрослых и взрослости (что, конечно, далеко не всегда правомерно).
Так или иначе, подростки лишь воспроизводят некоторые черты современной взрослой «подростковой аксиологии», демонстрируя, вслед за взрослыми», не выход из подросткового кризиса, а «уход» от него.
Это – специфика дня сегодняшнего. Но не стоит забывать и о непреходящей черте подростничества. Ребенок, выйдя из начальных классов, психологически уже окончил школу (см. работы Д.Б. Эльконина). В то время как взрослые продолжают его в ней учить. Школа для подростка сохранит себя лишь при условии, если в нее будет впущена жизнь, куда он теперь стремится. Но о жизни мы уже сказали.
Исторически - особенное лишь усиливает всеобщее. И это проступает в результатах исследования А.С. Буреломовой.
Второй момент. Автор, социальный психолог, используя возрастной подход, не только по-новому прослеживает динамику подросткового возраста как включающего в себя несколько кризисов или несколько «точек роста» одного кризиса. Магистральная линия (динамика) развития кризиса связана, как убедительно показывает А.С. Буреломова, с переориентацией подросткового сознания с позиции «романтизации» в сторону «прагматизма». При этом существенные изменения системы ценностей современных подростков происходят на возрастном этапе, соответствующем 7-му классу школы, и на переходе из основной школы в старшую (9-й класс). Это и есть те «точки роста» кризиса, с которыми не может не считаться генетическая психология.
Принципиально, что «с возрастом отмечается резкое падение значимости хорошего образования, при одновременном возрастании значимости собственного материального благополучия и успешной профессиональной деятельности, что свидетельствует о наличии диспропорций ценностных приоритетов подростков» (Автореферат, с. 29).
Третий момент касается влияния культурных и гендерных различий на динамику ценностей в подростковом возрасте, которая в систематической и обобщенной форме представлена в работе впервые.
Так, для девочек более значимыми, чем для мальчиков, являются счастливая семейная жизнь и возможность творческой деятельности; они выбирают личностные качества - «романтичность», «оптимизм» и нацелены на установление положительного эмоционального состояния. Для мальчиков же характерно стремление к социальной стабильности, значимо материальное благополучие и личностные характеристики из блоков «когнитивные», «эмоциональный контроль» и «физические качества».
А, к примеру, принадлежность подростка к национальному меньшинству и его обучение в школе для национальных меньшинств формирует специфическую ценностную ориентацию на профессиональную самореализацию в качестве ориентира личностного развития. Представители русской культуры (московские школьники и русские школьники в школах для национальных меньшинств Латвии, которые изучались в ходе кросскультурного исследования) ориентированы в большей степени на ценности социальной успешности и благополучия, в отличие от школьников – латышей, которые предпочитают здоровье как основную жизненную ценность.
По ходу ознакомления с текстом диссертации и автореферата у меня не возникло каких-либо принципиальных замечаний (за исключением, пожалуй, редакционных). Сформулирую одно пожелание на будущее.
Хотелось бы, чтобы автор наряду с экспертной оценкой сформулировал хотя бы общие рекомендации для всех представителей взрослого сообщества, несущих ответственность за то, что в настоящее время происходит в подростковом «мире» и может произойти в исторически обозримом будущем. Понятно, что сопряженные с этим проблемы заданы глобальными социальными трендами. Но очевидно, что существуют сферы, относящиеся к компетенции психолога. Представляется, что автор обладает такой компетенцией настолько, чтобы дать необходимые рекомендации взрослым.
Диссертация А.С. Буреломовой состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Рукопись представлена на 187 страницах. Таким образом, структура работы является допустимой.
Основное содержание диссертационной работы отражено в 10 научных статьях (общий объем – 5, 98 п.л., авторский вклад – 2, 96 п.л.). Работы, публикованные соискателем, охватывают все основные вопросы и результаты исследования. Содержание автореферата и опубликованных работ соответствует основным положениям диссертации.
В целом, диссертационная работа А.С. Буреломовой на тему «Социально-психологические особенности ценностей современных подростков» является завершенным, а по ряду позиций - новаторским самостоятельным и законченным научным исследованием. Оно полностью отвечает требованиям ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.05. – социальная психология (психологические науки).
Официальный оппонент,
доктор психологических наук,
профессор
28.11.13
На развитие сайта