Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Владимир Кудрявцев. О расах, этносах и о том, что соединяет людей

Владимир Кудрявцев. О расах, этносах и о том, что соединяет людей

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 740
  •  
    • 0


Раса - на мой взгляд, на 90% антропологическое понятие, и лишь - на 10% культурно-антропологическое. Внутри одной расы культурные особенности  представляющих ее этносов, - особенности, которые имеют историческое происхождение, - могут быть намного резче выражены, чем любые антропологические межрасовые различия. Сравните якутов и японцев, тайцев и монголов. Или попробуйте найти общее культурное своеобразие европеоидной расы. Вы едва ли сможете это сделать даже в границах так называемой малой расы - скажем, блакано-кавказской или индо-афганской.


Можно, конечно углубиться в сравнение анатомо-физиологических признаков. Сходство в морфофизиологии, конечно, найти нетрудно. Но что оно скажет о человеке, о людях? Что-то, возможно, скажет. Монголоидную раскосость глаз и скуластость северные народы – по крайней мере, их часть - «принесли» из жарких песков Центральной Азии, откуда они первоначально мигрировали. Но значительно больше об их происхождении (проис-ХОЖДЕНИИ) расскажет «принесенная» оттуда же склонность к кочевому образу жизни. Да и сама их миграция была  ярчайшим выражением  того же, исторически сложившегося, образа жизни. Красноречивее любого разреза глаз совпадения в устройстве жилищ – юрты, чума, яранги, вигвама. Якуты, которые живут южнее, предпочитают оленям лошадей. Табуны коротконогих лошадок, пасущихся  на таежных полянах, – незабываемое зрелище… А на Крайнем Севера якуты вовсе никогда не жили, пока не заставила советская власть. И якутский язык так и остался тюркским.


Все это уже – от культуры. Морфофизиологические различия расового характера  тут мало что объяснят. Да и различия эти приобретают смысл лишь постольку, поскольку отражаются в зеркале этнокультуры. В любой этнической культуре имеются свои образы морфофизиологии человека, морфофизиологические архетипы и символы. Они -  неотъемлемая часть этнокультуры и продукт ее истории. Даже свою «краснокожесть» индейцы впервые осознали, лишь столкнувшись с «белым человеком», вступив с ним в отношения, которые резко изменили весь уклад их жизни. Привели к сшибке монотонного  и непререкаемого ритма движения «мирового колеса», которое было освящено и запущено еще во «время оно». «Белый человек» стал для индейцев символом этих роковых метаморфоз…  Оппозиция «белого» и «красного» не выводима из «естественных» законов цветоразличения. Это оппозиция символов и сама символ масштабной исторической коллизии.       


У разных народов существуют свои образы тела, телесных отправлений, телесных контактов с ближними и т.п. Эти образы фиксируют весьма интимные, личностные значимые переживания всех и каждого и потому являются одним из ключей к пониманию этнической ментальности.


Да и в процессе индивидуального развития ребенок постигает собственную телесность через тот же образ тела, которой задан в его культуре. По-человечески европейский малыш воспринимает и оценивает, допустим, акт отправления собственных  органических нужд не непосредственно, а через ночной горшок. Понятно, что горшок ныне "интернационализировался" настолько, что такое восприятие и оценка стали характерны для детей всех пяти континентов. Правда, как-то моих коллег во время командировки в Монголию поразило то, что в степи пассажиры, выйдя из автобуса, начали справлять свои нужды прямо на обочине дороги, да еще и на глазах друг у друга. Но ведь это очень просто объясняется наследием кочевой культуры. Кочевье вас ждать не будет. Для кого-то материализацией культурной нормы становится горшок, для кого-то - степь.       


. . .Более 20 лет назад академик Ю.В.Бромлей в соавторстве со своим коллегой-этнологом Р.Г.Подольным, который, правда, больше трудился на ниве журналистики, публицистики, научно-популярной и фантастической литературы, написали книгу "Человечество - это народы" (М., 1990). Я не являюсь сторонником концепции Ю.В.Бромлея, но название - очень точное: человечество - это не расы, а народы. Потому что и человечество, и народ в отличие от расы в значительно большей степени относятся к категориям культурно-историческим, а значит - глубже выражают собственно "человеческое в человеке". 




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Младенческий плач важнее национального языка
07-06-2017
Младенческий плач важнее национального языка

Уильям Сароян однажды написал: "Я не верю в расы. Я не верю в правительства. Я вижу жизнь в единственном числе и в одном времени.
Младенцы - единственная раса на земле, род человеческий... (цитата недели)
22-05-2016
Младенцы - единственная раса на земле, род

"Я не верю в расы. Я не верю в правительства. Я вижу жизнь в единственном числе и в одном времени. Миллионы жизней одновременно,
О расах, этносах и о том, что соединяет людей
08-01-2014
О расах, этносах и о том, что соединяет людей

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх