Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Олег Смолин о зачислении профессоров и отчислении студентов

Олег Смолин о зачислении профессоров и отчислении студентов

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 171
  • печатать
  •  
    • 0

Олег Смолин о зачислении профессоров и отчислении студентов 


«Профессор с высунутым языком студентов добру не научит»



26.02.2014


МГУ попал в число 50 лучших вузов по физике и математике. Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин поговорил об этом с ведущими Дарьей Полыгаевой и Олегом Богдановым.


 Согласно международному рейтингу QS 2014, по обеим специальностям вуз занял 49-е место из 50. По математике первые места заняли Гарвард, Массачусетский технологический институт и Оксфорд. В 2013 году в математическом рейтинге МГУ занял 42-е место. Это было первое попадание вуза в число лучших 50 вузов по версии QS.


Д.П.: Этот рейтинг отражает реальную ситуацию, реальное положение МГУ?


О.С.: Этот рейтинг отражает не столько качество образования, сколько качество научной работы преподавателей. И, конечно, здесь есть две важные вещи. Первое: мы должны признать, что качество нашего образования и уровень научных исследований упали в послесоветское время. Иначе и быть не могло по многим причинам. Я назову только одну, понятную слушателю.


Рядом со мной в Государственной думе работает без преувеличения выдающийся математик Борис Сергеевич Кашин, академик РАН. У него шикарный этот самый Хирш, который выучили сейчас наши руководители, — индекс, по которому измеряется цитируемость, и так далее. Но его заработная плата в МГУ на полставки, плюс заведующий кафедры — 30 тыс. руб. Он, конечно, не бедствует, поскольку депутат, но его коллега в Гарварде получает наверняка минимум $10 тыс. Понимаете разницу?

Поэтому четверть ученых вообще из России в послесоветский период уехали. И возвращаются меньше, чем уезжают. Но вторая позиция заключается в том, что я бы не драматизировал ситуацию с рейтингами, поскольку зарубежные рейтинги, в том числе QS, ориентированы главным образом на показатели научной работы. А у нас значительная часть, если не большая часть ученых, сосредоточена не в вузах, а в институтах Российской Академии наук, теперь присоединенных к ней других академий. Поэтому давайте будем больше заботиться о реальном качестве нашего образования, чем о местах в рейтингах.


О.Б.: Вы сказали о 30 тыс. руб., это, по-моему, дворники столько получают, насколько я знаю.


О.С.: Примерно так.


О.Б.: Рассматриваются ли какие-то серьезные меры по увеличению заработной платы, прежде всего, фундаментальных наук, основных наук.


О.С.: Существует указ президента, который устанавливает, что к 2018 году уровень заработной платы в российских вузах должен выйти на две средних по региону. Но Владимир Владимирович, выступая с посланием Федеральному собранию, заявил, что указы должны исполняться, но во многом за счет так называемой оптимизации. Получается следующее, — кстати, это подтверждается дорожной картой, которая утверждена правительством, — в значительной степени повышение заработной платы происходит за счет интенсификации труда.


И я не думаю, что если бы Ключевский или Менделеев читали по 15 лекций в неделю — Ключевский читал одну, как известно — то в этом случае они стали бы Ключевским и Менделеевым. Поэтому если линия не изменится, то это приведет не к повышению, а к понижению качества нашего образования. Профессор с высунутым языком студентов добру не научит.

О.Б.: Следующий вопрос связан с продвижением, с пиаром научной работы. У нас на каналах основные лидеры, спортсмены. Они стали "селебритиз", а раньше в советское время очень популярны среди населения были различного вида ученые. Даже стереотип был некоего ученого, программа "Очевидное и невероятное" шла в прайм-тайм. А сейчас этого нет. Почему в этом направлении ничего не делается? Почему нет стереотипа умного русского, российского ученого? Это же легко сделать за год-два-три. Главное — деньги, главное — участие в различных шоу. И тогда молодежь потянется к этому. Они будут видеть, что приоритеты именно в этом направлении.


О.С.: На 200% с вами согласен. Мог бы ответить полушуткой: если бы у нас президент был не спортсмен, а ученый, у нас бы больше показывали ученых. Если говорить серьезно, то в рамках проекта закона о народном образовании мы предлагали воссоздать в России образовательный канал и платить государственные деньги, гранты, всем каналам, независимо от того, государственный или негосударственный, которые будут заниматься образовательными программами и продвигать науку. Я считаю, что это совершенно правильно.


Олег Богданов


www.kommersant.ru


 


Студенты смогут принимать решения об отчислении однокурсников


27.02.2014


Новый законопроект должен расширить полномочия студенческих союзов 



Студенты смогут обсуждать образовательные программы в своих вузах вместе с руководством, участвовать в заседаниях ученых советов и даже рассматривать вопросы об отчислении однокурсников. Соответствующий законопроект был разработан молодежным парламентом Москвы и, как сообщил «Известиям» первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, будет вскоре внесен на рассмотрение в Госдуму. По мнению экспертов, усиление роли студентов уменьшит число «надуманных» отчислений и несправедливых решений по другим вопросам.


По словам Олега Смолина, студенты должны принимать участие в самоуправлении вуза.


— К сожалению, студенческое самоуправление сейчас очень сильно свернуто, — заявил депутат. — Напомню, что еще в 90-е годы прошлого века во многих высших учебных заведениях до четверти состава ученого совета представляли студенты, но потом эта практика потихоньку умерла. В 2012 году Госдумой был принят законопроект о студенческих советах, но он описывает их деятельность и права лишь в общих чертах. После некоторых юридических правок я буду готов поддержать законопроект и внести его в Госдуму.


Законопроект представляет собой ряд поправок в действующий федеральный закон «Об образовании». В частности, речь идет о наделении органов студенческого самоуправления правом принимать участие в процедурах отчисления студентов за дисциплинарные нарушения, введении квоты для обучающихся в ученых советах высших учебных заведений в размере одной трети т общего числа членов ученого совета, а также определении единого перечня вопросов, к решению которых должен привлекаться орган студенческого самоуправления.


Артем Хромов, председатель Российского студенческого союза, члены которого принимали участие в разработке законопроекта, отметил, что сегодня студсоюзы практически лишены возможности участвовать в управлении образовательным процессом.


— Хочется, чтобы решения, которые напрямую касаются жизни студентов, обсуждались с ними, а не преподносились готовыми, — заявил Хромов. — Сегодня у каждого вуза есть внутренний свод правил, в соответствии с которым студент может быть исключен из института из-за любого административного нарушения или мелкого хулиганства. При этом формулировки могут быть очень общие: «порочит имя вуза», «недостойно себя ведет». В одном вузе были зафиксированы случаи, когда студентов отчисляли за то, что они нецензурно выражались на своих страницах в соцсетях. Мы считаем, что это слишком: отчислять можно за неуспеваемость или в том случае, когда человек переводится на новое место учебы, но отчисления по другим причинам должны обсуждаться не только администрацией вуза, но и студенческим сообществом.


Он также добавил, что обсуждение каждого конкретного случая студенческой общественностью позволит исключить отчисления, связанные с личными негативными отношениями между студентами, преподавателями и администрацией вуза.


— Чтобы улучшить диалог между студентами и администрацией вуза, мы бы хотели, чтобы должность проректора по учебной работе была выборной. Выбирать должны, конечно, не только студенты, но и они в том числе — ведь в дальнейшем на протяжении нескольких лет этот человек будет отвечать за большинство образовательных процессов в стенах образовательного учреждения, — сказал он.


По мнению председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, вузы станут выступать против законопроекта, потому что «мало кто из ректоров хочет делиться властью». При этом, как отметил эксперт, сейчас студенческие объединения в основном подконтрольны администрациям вузов и значительным влиянием не обладают.


— Не секрет, что во многих вузах студенческие союзы администрацией и создаются, — сказал Панин. — Если же студенты сами объединяются и пытаются бороться с неадекватными решениями администрации, как правило, они проигрывают в этой борьбе, и всё заканчивается их отчислением или переводом в другие места.


При этом, по мнению эксперта, усиление роли студентов пошло бы на пользу вузам, уменьшив число «надуманных» отчислений и несправедливых решений по другим вопросам.


— Я думаю, что студенты вполне могут принимать участие и в формировании образовательной программы, — считает эксперт. — К ним стоит прислушиваться, при этом их мнение, конечно, не должно быть главным.


Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе говорит, что, если администрация вуза захочет кого-то отчислить, студенческий совет вряд ли станет препятствием.


— Прямого закона, регулирующего вопрос об отчислениях, не существует, — объяснил юрист. — Поэтому вузы пользуются нормативами, утвержденными Министерством образования и местными профильными департаментами, а также собственными регламентами. Если говорить об исключении за «недостойное поведение» и другие подобные неопределенные нарушения, студент может обратиться в суд, и администрации вуза будет очень тяжело доказать законность решения об исключении. Студент с высокой долей вероятности может выиграть процесс, однако как потом он сможет учиться в вузе — большой вопрос. Вероятно, позже найдутся более объективные причины, чтобы исключить неугодного студента или сделать так, чтобы он сам забрал документы. К сожалению, вряд ли студенческая община в такой ситуации сможет повлиять на разрешение конфликта.


В настоящее время деятельность органов самоуправления обучающихся регулируется двумя федеральными законами: «Об образовании в РФ» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в соответствии с которыми в уставе всех образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования должен быть зафиксирован порядок формирования студенческого союза и определены направления его деятельности. Но права, касающиеся участия в научно-образовательной жизни вуза, единые для всех студенческих союзов, в законах не определены.


www.izvestia.ru 


Сайт Олега Смолина


Страничка Олега Смолина в разеделе "Наши друзья. . ." на сайте

Владимир Кудрявцев



  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Ученых призывают к закону
04-02-2014
Ученых призывают к

Образование послали в «болото»
12-11-2013
Образование послали

Закон об образовании
01-08-2011
Закон об образовании

Кембридж впервые за 7 лет обошел Гарвард. Обнародован рейтинг лучших вузов планеты
08-09-2010
Кембридж впервые за

Грозит ли весенний призыв первокурсникам?
29-09-2009
Грозит ли весенний

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (41)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх