Надежда Анатольевна Смирнова – создательница и хранительница уникального мира дошкольного детства в подмосковной Дубне, на официальном языке – директор Управления дошкольного образования г. Дубны (где оно является самостоятельным учреждением), кандидат психологических наук. Кандидатскую диссертацию писала под моим руководством, а книжку «Психоистория игры (теоретико-методологический эскиз)» (М., 2000) – в соавторстве со мной и Г.К. Уразалиевой.
Мы дружим уже 20 лет, а ее личной странички на сайте не было. Теперь – есть.
С нового года закрылись семейные детские сады, о которых во вступившем в силу Законе об образовании не сказано ни слова. Это не единственное нововведение, кардинально меняющее систему дошкольного образования в стране. Об этом, а также о том, как живется и работается в новых условиях коллективам детских садов Дубны, мы поговорили с начальником городского Управления дошкольного образования Надеждой Смирновой.
- К сожалению, ни в федеральном, ни в региональном законодательстве действительно семейные детские сады не упоминаются. Полагаю, что это не по причине неудовлетворительного качества их работы или условий содержания детей, поскольку у нас они зарекомендовали себя совсем неплохо, и была даже тенденция к увеличению их количества. Важно отметить, что с 1 января 2014 года Законом Московской области от 02.10. 2013г. №114/2013-ОЗ введены новые нормативы по оплате труда педагогических работников. Областными нормативами не предусматривается оплата труда воспитателя семейных групп. Возможно, будут какие-то изменения. Но на сегодняшний день законодательство таково, и придется его исполнять. Свои замечания, в том числе по этой позиции, в нужный адрес мы уже направили.
- Не расскажете о них подробнее?
- В таком тонком вопросе, как модернизация системы дошкольного образования, вызванном переосмыслением роли и значения детского периода развития человека в становлении личности, приходится отметить негибкость принятого закона. При не отмененном конституционном постулате о равных возможностях на самореализацию и достойную жизнь прослеживаются возможные негативные последствия от введения некоторых нормативов. В настоящее время Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" разделены функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и по осуществлению присмотра и ухода за детьми в дошкольных учреждениях. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного и общедоступного образования – это оплата труда педагогических и руководящих работников, приобретение учебных пособий, игр, игрушек посредством финансирования из областного бюджета в соответствии с нормативами, установленными Законом Московской области. Норматив на одного воспитанника от 1 года до 3-х лет – 75 618 рублей, старше трех лет – 56 714 рублей. К полномочиям учредителя отнесены расходы на содержание зданий и коммунальных услуг, создание условий для осуществления ухода и присмотра за детьми. К сожалению, установленные нормативы не обеспечили в полном объеме финансирование имеющейся штатной численности работников дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим были приняты меры по частичному сокращению штатной численности педагогических работников. Режим работы всех дошкольных учреждений при этом не изменился. Самое главное для детей и родителей – это то, что в каждой группе сохранены по два воспитателя, а также штат музыкальных и физкультурных работников для детей старше трех лет. Я убеждена, что музыкальные занятия с полуторагодовалыми малышами лучше проведут их воспитатели в условиях группы. Все традиционные городские мероприятия с участием музыкальных работников, инструкторов по физкультуре - спартакиады дошкольников, городские детские праздники - будут по-прежнему проводиться и радовать наших маленьких участников и их зрителей, родителей.
- А как с еще одним новшеством - Уставом детского сада, ведь теперь предписывается каждому саду иметь свой собственный?
- Все детские сады являются юридическими лицами и, соответственно, имеют свой Устав, а также образовательную программу, утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Сейчас детский сад не рассматривается как подготовительный класс к школе. Он призван обеспечить ребенку всестороннее развитие, заложить основы жизнеспособной личности. Но у нас всегда были отличающиеся от обычного уровня занятия. И для составления программ в соответствии с новым видением концепции дошкольного образования у нас достаточно собственных методических пособий.
- А что это за московское ноу-хау с "бортовым питанием" для детей?
- Новые санитарные правила разрешают в детском меню сосиски, колбасу (это при отсутствии-то условий их изготовления по ГОСТУ и строгого контроля за собственно производством!). И кое-кто решил пойти еще дальше – разогревать некие заготовки, наподобие самолетного кормления. Это не наш путь (впрочем, от него, кажется, уже отказались и "экспериментаторы"). В меню наших детей только натуральные продукты – куры, рыба хороших сортов, бескостная говядина, цельное молоко, хлеб с витаминами.
Мы обновляем пищеблоки детских садов новым оборудованием, беспокоимся и о престиже поваров дошкольных учреждений. Не так давно среди них прошел ставший уже традиционным конкурс в малом зале ДК "Мир", где строгое жюри оценивало "детсадовские" и "домашние" блюда. Победители отмечены призами.
- Много было волнений по поводу возможного повышения оплаты за детский сад…
- Обучение ребенка для родителей остается бесплатным, его обеспечивает региональное финансирование. Родители оплачивают питание, присмотр и уход, а также дополнительные занятия – уже по желанию.
В связи с тем, что структура затрат в составе родительской платы изменилась, изменился и размер родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном образовательном учреждении. С 1 января 2014 года установлены новые размеры родительской платы, а именно: для детей в возрасте от полутора до трех лет – 131 рубль за 1 день пребывания, старше трех лет – 141 рубль, в коррекционных группах - 155 рублей. Как видите, родительская плата снижена. Группы кратковременного пребывания нормативом не предусмотрены, поэтому подлежат оплате как дополнительная образовательная услуга. Компенсация родительской оплаты сохраняется: 20% - на первого ребенка, 50% - на второго, 70% - на третьего ребенка и последующих детей.
– Нас спрашивают о льготах для родителей-одиночек, педагогов…
- К сожалению, их больше нет.
- О компенсациях детям, не посещающим детский сад…
- Наверное, за непредоставление детского сада по причине отсутствия мест? На федеральном уровне компенсация за непредоставление ребенку места в государственных, муниципальных образовательных учреждениях не предоставляется, субъекты Российской Федерации решают эту проблему самостоятельно. В каждом городе, области, крае — свое решение и своя поддержка родителей, чьих детей не взяли в детский сад из-за нехватки мест. Такую компенсацию выплачивают, знаю, в Липецке, Ярославле, других городах.Но это не наша проблема, поскольку в Дубне нет очередей в детские сады. Более того, у нас есть даже резервный фонд из пяти мест, и не посещающие детский сад дети могли бы ими воспользоваться, однако причина в другом. Родителей не устраивает либо расположение садика, и они ждут, пока появится место в нужном им учреждении, либо предпочитают домашнее воспитание.
- В "учреждении" или "организации"? Раньше вроде детские сады были ДОУ, а сейчас как – ДОО?
- Теперь детсады считаются организациями. Разница между этими во многом синонимами существенная: "организации" наделены правом заниматься коммерческой деятельностью. Теперь к организациям дошкольного образования могут относиться компании медицинского и лечебного направления, для которых обучение детей не будет являться профильным занятием. Негосударственные детсады сейчас называются "частными", что обеспечивает им частичное государственное финансирование – при обязательном выполнении федеральных образовательных стандартов. Дубнинские детские сады по-прежнему являются дошкольными образовательными учреждениями. Действующее законодательство это предусматривает. Необходимо отметить, что с февраля 2014 года все ДОУ города перешли в статус автономных учреждений, теперь они муниципальные автономные дошкольные образовательные учреждения.
- Спасибо за беседу.
Вопросы задавала Светлана Колосова
На развитие сайта