Известия науки. 6.02.06
Сегодня только ленивый не говорит, что малышам 5-7 лет необходимо предшкольное образование. По мнению Министерства образования, чтобы "выравнять стартовые возможности" первоклассников, нужно создавать альтернативные способы подготовки к школе. Так что же лучше: сохранить ребенку здоровье и детство или посадить свое 5-летнее чадо за парту?
Директор центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца Лариса Парамонова: "Нельзя укорачивать детство"
Известия: Идея охватить как можно больше дошкольников разными формами воспитания и обучения - хорошая. Но на деле она может обернуться предшкольной подготовкой, которую на базе детсада или школы ведут обычные школьные учителя. Хорошо это или плохо?
Лариса Парамонова: Если предшкольное образование рассматривать как ступень начального школьного обучения, придется признать, что детство у ребенка кончается в 5 лет. Можно посадить 5-летнего в класс, но это не прибавит ему ни физического, ни психического здоровья. У таких детей, как правило, развиваются тревожность, ощущение неуспешности и даже отвращение к учебе. На самом же деле психологическая готовность к школе связана с умением владеть своим поведением, с желанием активно познавать новое. В игре ребенок учится выстраивать свои отношения и со сверстниками, и со взрослыми.
Известия: Сейчас продают много материалов для подготовки к школе. Есть рабочие тетради - для развития письма, в которых ребенок должен соединять бесчисленные точки. Это нужно делать?
Парамонова: Конечно, нет. Это бессмысленное натаскивание. Чем раньше ребенок начнет рвать бумажки на мелкие кусочки, а потом, склеивая их, делать панно из "цветов", лепить, рисовать, тем больше развивается его мелкая моторика, воображение, мышление. Успех в письме закладывается уже тогда, когда он в определенном ритме многократно отбивает о стену, о пол мяч, прыгает через скакалку... Письмо - это и есть ритм, который формируется в разных видах детской деятельности.
Важно читать ребенку вслух книги с продолжением. Мать может спросить, на каком абзаце мы вчера закончили (заодно объясняя, что такое абзац). Спросить, что было бы, если изменить поведение героя. Так ребенок начинает вникать в смысл происходящего. Тогда в школе он не будет складывать "землекопов с лопатами".
Известия: Какой позиции в отношении предшкольного образования придерживаются московские власти?
Парамонова: Москва считает, что детей предшкольного возраста не должны готовить школьные учителя, которые видят своей целью лишь обучение чтению, письму и счету. Важно, чтобы развитием ребенка занимались в системе дошкольного воспитания. Нужно думать об укреплении здоровья малыша и о его комфортном эмоциональном состоянии. Эта точка зрения вырабатывалась руководителями московского образования совместно с учеными.
Кто ответит за детский сад?
Некоторые родители - при наличии бабушки или няни - предпочитают воспитывать ребенка не в детском саду, а дома, но при этом водить его 2-3 раза в неделю на развивающие занятия (особенно за год перед 1-м классом). Однако подавляющему большинству детей требуется именно детский сад, традиционно соединявший образование малышей с уходом и присмотром за ними. В Москве своей очереди на место в детском саду сегодня ждут 13 тысяч детей.
Система дошкольного образования никак не облегчит их положение. Однако операция по отделению социальных услуг от образовательных формально освобождает Министерство образования от связанных с детским садом забот. Ведь министерство отвечает за реализацию конституционного права на образование. А записанное в Конвенции о правах ребенка право на посещение детского сада с трех лет должно стать заботой других структур.
Если детский сад - социальный институт помощи семье, думать о его развитии надлежит местным властям и службам, ответственным за "социалку". Но они, судя по всему, об этом не догадываются. Слишком долго детсад находился под эгидой образования. И надо сказать, неплохо преуспел. Будет жалко, если в русле новых веяний его функции будут сведены исключительно к уходу и присмотру над малышами.
Марина АРОМШТАМ
- Детские сады и группы кратковременного пребывания в них.
- Образовательные учреждения "Начальная школа - детский сад".
- "Дошкольные классы" при обычных школах.
- Дома творчества, театры, библиотеки - любые организации, если они располагают помещением, соответствующим санитарным и противопожарным требованиям, подготовленной педагогической командой, образовательной программой и набором игровых и методических пособий.
- У себя дома - с родителями или гувернанткой.
Готовиться к школе? Конечно, нужно!
15 из 20 опрошенных родителей, столкнувшихся с проблемой подготовки ребенка к школе, отдают предпочтение подготовительным курсам при школах. Большинство считает, что занятий в детском саду недостаточно. Все опрошенные уверены, что с ребенком необходимо заниматься и самостоятельно, даже если он посещает занятия.
Мария, мама 6-летней дочки:
- По-моему, логично готовить ребенка к обучению в той школе, в которой ему предстоит учиться, и у того учителя, который потом его будет учить. При школах почти всегда есть курсы, где дети привыкают к школьной атмосфере и не только интеллектуально, но и психологически подготавливаются к школе.
Яна, мама 6-летнего сына:
- Занятия в детском саду, куда ходит мой сын, настолько неувлекательные, что результат они дают нулевой. Я сама учу его в игровой манере.
Марина, мама 6-летней дочки:
- Ни занятия в детском саду, ни частные уроки сути школьного процесса не отражают. Зато после занятий в "дошколке" 1 сентября похоже на встречу старых друзей.
Опрос подготовила Екатерина ПАТРИНА
Источник: www.rambler.ru
На развитие сайта