Участники X Международных чтений им. Л.С.Выготского в РГГУ (2009 г.) - гости Юрия Любимова. Таганке полвека. Из которых она прожила 20 лет. Потому что нет «той» и «этой» Таганки. Есть просто Таганка, которой не стало с того момента, как Любимова сделали «невозвращенцем». Хотя что-то важное необратимо оборвала смерть Высоцкого. А начало обрываться незадолго до нее. В 79-м я видел Высоцкого последний раз – Лопахиным в великолепном «Вишневом саду» Эфроса. И слышал топоры, не отдавая себе отчета, по ком они стучат. Эфрос придет главным только через 5 лет и, конечно, не в образе Лопахина. Лопахин – время…
Плохие театры пытались воспитывать зрителя. Это – «школьные» театры. Хорошие – пестовали с любовью, при этом возвышая, облагораживая. Как классический МХАТ. Это – «родительские» театры. Даже в их первых лицах всегда открыто читалось что-то отеческое, дедовское – Яншин, Грибов…
Таганка была театром «сверстников», которые взрослели вместе со зрителем. Только «сверстников» одаренных, которые росли, тянулись к свободе, притягивая к ней остальных. Не подтягивая, а именно притягивая, вдохновляя на рост, продолжая вдохновенно взрослеть сами. Школьником, во второй половине таганского двадцатилетия (70-е), я испытал на себе это вдохновение – благодаря родителям пересмотрел практически все. Это была почти повзрослевшая Таганка, но мне «первокласснику» хватило.
Анатолий Васильев - уже 50 лет Музыкант в "Добром человеке из Сезуана". Раньше в паре с ним выходил Борис Хмельницкий. Куда ушла Таганка? В историю нашего самосознания.
Уроки свободы (а это - его «профильный предмет»), который ему преподала Таганка, не грех повторить.
Уже без Таганки. Свободно. Чему и учила.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта